Казимеж Михаловский

Пирамиды и мастабы. Альбом (Казимеж Михаловский, Анджей Дзевановский)

Пирамиды и мастабы. Альбом (Казимеж Михаловский, Анджей Дзевановский)

Пирамиды относятся к числу наиболее характерных памятников древнего Египта. Они были классическим типом королевской гробницы в Древнем Царстве, менее монументальной, но с той же внешней формой, и служили погребальными памятниками правителям Среднего Царства. Но сама пирамида не была могилой фараона. Это был лишь главный акцент в планировке ряда зданий, которые вместе образуют один архитектурный ансамбль. До того, как родилось пирамидальное захоронение, самыми старыми могильными зданиями, в которых были захоронены тела царей Египта, были мастаба. Древние египтяне считали, что земная жизнь - это лишь короткий эпизод пребывания в вечности...

Фивы (Казимеж Михаловский, Анджей Дзевановский)

Фивы (Казимеж Михаловский, Анджей Дзевановский)

На территории древних Фив можно различить ныне два, разделенных Нилом комплекса руин. На восточном берегу высится храм в Луксоре и величественный ансамбль культовых сооружений Карнака. На этом берегу, впрочем, располагалась в прошлом центральная часть древней столицы египетских фараонов. Иную картину представляют собой археологические памятники, находящиеся на западном берегу Нила. Стоит упомянуть заупокойные храмы фараонов, царские скальные гробницы — главнейшую туристическую достопримечательность пустынной котловины, называемой Долиной царей, гробницы жен фараонов в близлежащей Долине цариц, а также некрополь вельмож в Шейх Абд эль-Гурна.

Луксор (Казимеж Михаловский, Анджей Дзевановский)

Луксор (Казимеж Михаловский, Анджей Дзевановский)

В древности храм в Луксоре был связан культовым церемониалом с Большим храмом Амона в Карнаке. Святилище, предназначенное для этой цели существовало в южном квартале столицы Египта, Фив, уже в эпоху Среднего царства. В период же Нового царства оно было целиком перестроено и расширено, и именно эти руины сохранились до наших дней как прекрасный пример архитектуры времени XVIII и XIX династий. Автор текста, профессор Михаловский, выдвигает оригинальную гипотезу относительно знаменитой большой колоннады Аменхотепа III, считая, что первоначально она была не колонным залом, а завершением аллеи сфинксов, ведущей из Луксора в храмы Хонсу и Мут в Карнаке.

Карнак (Казимеж Михаловский, Анджей Дзевановский)

Карнак (Казимеж Михаловский, Анджей Дзевановский)

Книга проф. Казимежа Михаловского это не путеводитель по руинам, а историческая характеристика складывавшегося в течение тысячелетий грандиозного культового центра в Карнаке. Найденные археологами в позднейших постройках блоки некоторых храмов эпохи Среднего царства позволяют воссоздать облик ряда памятников, поражающих необычайной красотой архитектуры. Здесь же, на примере храма Хонсу, мы знакомимся с наиболее характерным типом классического египетского храма, сложившегося в период XVIII династии. Автору текста этого альбома наука обязана открытием канона египетского храма эпохи Нового царства.

Александрия (Казимеж Михаловский, Анджей Дзевановский)

Александрия (Казимеж Михаловский, Анджей Дзевановский)

Александрия — один из крупнейших городов древнего мира, богатый торговый центр, где начиная с III века до н. э. и в течение шести столетий сосредотачивалась морская торговля между Востоком и Западом, насчитывает сегодня более двух миллионов жителей, являясь снова крупным и богатым городом. Быстрое развитие второй столицы Египта, начавшееся в середине XIX века, стало причиной гибели остатков древней Александрии, основанной великим завоевателем Александром Македонским. Новый город строился непосредственно на древних руинах, в связи с чем до сегодняшнего дня дошли лишь немногочисленные памятники, свидетельствующие о прежнем блеске Александрии.

Крит. Альбом (Богдан Рутковский, Анджей Дзевановский)

Крит. Альбом (Богдан Рутковский, Анджей Дзевановский)

Крит, самый большой из Эгейских островов, является колыбелью оригинальной культуры, называемой Минойской. Расцвет Минойской культуры на Крите пришелся на второе тысячелетие до нашей эры, период его экономического и военного могущества в Средиземном море. Были построены великолепные дворцы, развивались придворные искусства, особенно настенные мозаики и керамика. Искусство декорирования этого периода наиболее близко к миру абстрактного творчества, является свидетельством поиска, которое привело к современности в настоящем.  Элементы минойской культуры сохранились до более позднего времени и стали одним из компонентов греческой и европейской цивилизации.