Древняя Средняя Азия

Архитектура Древнего Афганистана

Архитектура Древнего Афганистана

Строительная деятельность на территории Афганистана восходит к палеолиту. К северу от Гиндукуша в горных долинах сохранились сотни скальных жилищ, естественных и вырубленных в скале пещер. Они были населены племенем охотников. Но уже в III тысячелетии до н. э. на территории южного Афганистана достигла значительного развития культура оседлого земледелия. О строительстве этого времени свидетельствуют остатки здания на холме Мундигак севернее Кандагара. В первые века нашей эры на юге Афганистана и соседних районах Индии слияние эллинизма и древнеиндийских традиций привело к созданию гандхарско го искусства, главным образом в произведениях, связанных с буддийским культом.

Архитектура древних государств Средней Азии

Архитектура древних государств Средней Азии

В IV в. до н. э. области Парфиены и Маргианы (предгорья Копетдага и Мургабский оазис в Туркменистане), Бактрии (верхний и средний бассейн Аму-Дарьи), Согдианы (междуречье Кашка-Дарьи и Зеравшана) ненадолго захватывают Александр Македонский, а затем Селевкиды; независимое от греческого владычества положение сохраняют Фергана, Хорезм и все засырдарьинские земли. К середине III в. до н. э. происходит отделение от селевкидской державы Бактрии, где возникает самостоятельное Греко-Бактрийское царство, и Парфии с династией Аршакидов во главе. Расположенные к северу от греко-бактрийских и парфянских границ области Средней Азии входят в состав государства Кангюй...

Искусство Древней Средней Азии (Всеобщая история искусств)

Искусство Средней Азии (Всеобщая история искусств)

Средней Азией в советской научной литературе принято называть обширную территорию, ограниченную с запада Каспийским морем, с юга горами Копет-Дага и горной системой Гиндукуша, с востока горными массивами Памира и Тянь-Шаня, а на севере постепенно переходящую в степные пространства Западной Сибири. Судьбы народов, живших на этой территории в прошлом, настолько тесно переплетены, что это позволяет нам рассматривать древнюю Среднюю Азию как нечто целое, хотя, разумеется, каждый из населяющих ее народов имеет свою историю и свои, только ему одному присущие особенности в области культуры.