Зарождение зодчества. Глазычев В.Л.
«Зарождение зодчества». Глазычев Вячеслав Леонидович. Стройиздат. Москва. 1983
Обращенная к широкому кругу читателей книга посвящена рассказу о самых первых шагах становления архитектуры — замечательного умения повелевать пространством и материалом. Начала этого умения совпадают с переходом человека к оседлой жизни около 10 тыс. лет назад. Однажды возникнув, умение зодчего быстро обогащается, возрастает размах строительных задач и смелость их решения. Используя новейшие данные историков и археологов, автор предлагает читателю насыщенное фактами путешествие во времени и пространстве: от юга Аравии до Шотландии, от долины Инда до Гибралтара.
«Не знать истории — значит всю жизнь оставаться ребенком!».
Марк Туллий Цицерон произнес эти слова 2000 лет назад, и речь политического деятеля и великого оратора, в которой они прозвучали, — принадлежит истории. Но разве смысл этих слов состарился за двадцать веков? Нет, они живы и сегодня, они часть нашей жизни.
Архитектура — тоже часть нашей жизни. Наши города больше, улицы шире, дома выше, чем то, что создавалось в древности, и всё же они не утратили своей сущности и в чем-то наиболее важном остались тем, чем были — городами, улицами, домами... Перед нами не просто цепь бесконечных изменений, а процесс развития, ведь развиваться может только то, что в чем-то наиболее существенном остается самим собой. Архитектура — это искусство создавать среду обитания по законам пользы, прочности и красоты. По законам разума и чувства, а "Относительно искусства известно, что определённые периоды его расцвета отнюдь не находятся в соответствии с общим развитием общества" (К. Маркс) [Маркс К. Введение к критике политической экономии, — Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 12. с. 736]. Вершинами в искусстве архитектуры являются Парфенон, Шартрский собор, ансамбль Версаля, Эйфелева башня, Мавзолей В.И. Ленина, Но точно также вершинами этого искусства остаются в нашей культуре и Кносский дворец, соэданый на Крите за тысячу лет до Парфенона; и жилой дом в Кирокитии на Кипре, построенный за три тысячелетия до Кносского дворца. Вот почему для того, чтобы понять сегодняшнюю архитектуру, непременно нужно разобраться в том, что же было а начале, в самом начале?
Добавить комментарий