Сыны Солнца
Глава «Сыны Солнца» книги «Зарождение зодчества». Глазычев Вячеслав Леонидович. Стройиздат. Москва. 1983
Двести поколений назад миссионеры солнечного культа и торговцы, следовавшие за ними по пятам, разнесли по побережьям Африки и Европы множество новинок. Среди них были изображения корабля или коня на которых, как считалось, солнце перевозилось ночью с запада на восток, чтобы вновь взойти утром. Среди них были и постройки из огромных камней-мегалитов: могильники прежде всего. Впрочем, название "мегалитические постройки" не из самых удачных. Дело в том, что на юге — на африканском берегу, на Мальте, в Сицилии, на Балеарских островах такие же по характеру сооружения возводились из небольших камней.
На рисунке одно из ущелий северной части Кавказского побережья, километрах в пяти от берега моря. Но можно было бы нарисовать ущелье в сердце Кавказа — в Кобыстане или берег острова Джерси в проливе Ла-Манш, или французский полуостров Бретань. Дольмены, почти во всём подобные тому, что на рисунке (различия столь тонки, что важны только для специалистов), можно найти везде, где недалеко море. Не великаны и не космические пришельцы притаскивали издалека, отесывали и устанавливали глыбы в десятки тонн весом так, что на самом деле трудно засунуть в шов лезвие ножа.
Поскольку дольмены встречаются везде и изображения кораблей, перевозящих солнце (диск над центром корабля на нашем рисунке), встречаются тоже везде, я позволил себе "переселить" этот гравированный на скале рисунок из южной Швеции на Кавказ, это, мне кажется, самый красивый корабль, и люди с боевыми топориками видны ясно. Спираль — тоже знак солнца.
Их не надо было открывать. Они всегда стояли на своих местах. Шли века, менялись народы на исторической сцене, а они все так же возвышались над землей. Речь идёт, разумеется, о каменных сооружениях, которыми буквально усеяны побережья омывающих Европу морей. Всегда было известно, что под камнями мог скрываться клад — кладоискатели занимались своим делом так упорно, что до наших дней сохранилось немного ценностей. Ещё бы, разрешение на поиск кладов в старых каменных пустошах давали французские и английские короли и до Столетней войны, и после нее. Король готов Теодорих издавал декреты о конфискации находок: все, что в земле, должно было принадлежать королю.
Громадные камни, установленные неведомой рукой в таинственном порядке, возбуждали фантазию, и многие из заколдованных замков, в которых Рыцари Круглого Стола переживали приключения, леденившие душу слушателей, несомненно достроены воображением рассказчиков над каменными глыбами южной Англии и полуострова Бретань. Герой англо-саксонского эпоса "Беовульф" пережил подобные приключения ещё раньше, не позже IX в. нашей эры: "...Под поседевшим камнем, под курганом глядел он на труды гигантов: нерушимо стояла эта вечная пещера, и каменные своды опирались на толстые могучие столбы".
Как все чаще обнаруживают учёные, древние эпосы весьма точны. Описание соответствует действительности: не все каменные "замки" стояли на поверхности. Многие были засыпаны высокими земляными насыпями, как, например, Нью Грандж — неподалеку от Дублина, в Ирландии. Свод (образованный сдвинутыми к центру рядами камней — все тот же "ложный свод", каким перекрыты гробницы царей в Микенах, найденные великим мечтателем Шлиманом) обрушился под тяжестью земли ещё в римские времена — в яме нашли две монетки, брошенные туда легионерами. Но когда-то свод достигал 6 м в высоту, от центрального зала отходили ещё три меньших, а внутрь вела низкая галерея 20-метровой длины.
Но есть здесь ещё кое-что: все камни — и тег что образовали стены галереи, и тот, что служил балкой над входом, — покрыты гравированными на каменной поверхности рисунками. Это бесконечные спирали, ряды спиралей, петли, треугольники со скругленными углами. Но среди этого буйства геометрии встречаются кое-где изображения людей с топориками в руке и... кораблей. Историку непременно надо быть географом, чтобы разобраться в собственной науке. Когда все или почти все сооружении были зарисованы, сфотографированы, обмерены, когда их расклассифицировали по группам: менгиры (одинокие вертикальные глыбы в 5, 10 м, а то и выше), кромлехи (круги, составленные из менгиров), дольмены (огромные ящики, составленные из каменных плит), — проступила одна закономерность 15.
15. Эти непривычно звучащие слова родом из древнего бретонского языка, на котором всё ещё говорят несколько сот тысяч человек французского департамента Бретань, где число менгиров, дольменов и кромлехов превышает несколько тысяч.
Да, мы не назвали ещё четвертую группу, к которой принадлежит Нью Грандж, — подкурганные склепы и склепы, вырубленные в мягкой скале...
Закономерность же заключалась в том, что в почти одинаковых сооружениях, разделенных нередко сотнями километров, были когда-то похоронены люди, принадлежавшие к разным народам, пользовавшиеся разной посудой, оружием, инструментами. Такого разнообразия не могло бы быть, если бы менгиры, дольмены, кромлехи, склепы сооружал какой-то неведомый нам народ. Народ оставил бы свой "почерк", но его-то и не обнаружили — были только похожие сооружения.
Не правда ли, сама собой напрашивается аналогия: когда христианские миссионеры разносили по свету новую религию, они везде воздвигали один тип сооружения — церковь. Так же поступали мусульмане — мечеть; буддисты — буддийский храм. Миссионеры использовали местный материал и привычные для туземцев строительные приёмы, но также поступали и носители солнечного культа. На островах Средиземного моря все сооружалось из небольших камней, а на скалистых берегах севера — из гигантских камней — мегалитов, что на излюбленном учёными греческом и означает "большие камни".
Рис. 22. Гигантский длинный курган Нью Грандж в Ирландии (1) почти полностью повторяет сооружения на берегу Португалии, но в Нью Грандж высота Центрального зала 6 м, три погребальных камеры перекрыты многотонными каменными плитами, все камни галереи и камер (2) покрыты рисунками, один из которых (3) — сложная спираль — встречается особенно часто. |
Рис. 23. В движении кораблей с миссионерами культа Солнца большую роль играли острова Средиземного моря — на всех остались мегалитические сооружения. На рисунке — святилище в Халь-Тарксиен на Мальте (1) жилой дом-крепость — так называемый нураг в Санту Антине на Сардинии (2). |
Рис. 25. Здесь собраны вместе изображений кораблей. Только одно из них (6) заведомо обозначает обычный египетский корабль с прямым парусом и двумя рулевыми веслами — похожий корабль можно угадать в рисунке на вазе (1) из Южного Египта (около 3300 г. до н.э.), но значение фигур над палубными надстройками неясно. Остальные — ритуальные корабли, "перевозящие" ночью Солнце с запада на восток: египетский (7); найденный на камнях Урала, под Усть-Каменогорском (2), с гор Кобыстана (3), из Богуслана в Швеции (5). След той же формы распознается в очертаниях бронзовой бритвы из Норвегии (середина I тысячелетия до н.э.). Его можно увидеть и в широко известных навершиях русских прялок или в "коньках" изб. |
Рис. 26. Начиная с середины III тысячелетия до н.э. в Испании складывается культура "народа бейкеров", к концу тысячелетия встречаемая почти по всей Европе. На рисунке типичное оснащение бродячего торговца: пластинка, предохраняющая руку от удара тетивы лука (1); костяная пуговица, застегивавшая плащ (7); тонкостенный глиняный сосуд — бейкер, в данном случае из Португалии (3). |
Рис. 27. Петроглиф — рисунок, высеченный на одном из камней, образующих основание гробницы вождя — из Кивика (юг Швеции). Датируемое примерно 1200 г. до н.э., первое свидетельство тому, что на севере уже знакомы с боевой колесницей. |
Укрепив свои географические познания, учёные выяснили, что мегалитические сооружения расположены отнюдь не случайно. Они довольно узким поясом окружают Средиземное море, их много на его островах — Мальте, Липарийских, Бапеарских. Их немало на берегу Черного моря (и на Северном Кавказе, где, правда, дольмены мельчают: чем дальше от моря, тем они "миниатюрнее"). Этих сооружений много в Испании и Португалии, во Франции — особенно в Бретани (полуостров, который никак нельзя миновать, пересекая Бискайский залив при движении с юга), в Англии... Постепенно выяснилось, что было как минимум три "строительные школы", три религиозные секты. На нарте видно, как одна из них (любители входа в виде "замочной скважины", прорезанной в каменной плите спереди) прошла через всю Францию и северную Германию и вышла в Швецию . Другая прошла вдоль Пиренеев к Бретани и переправилась в южную Англию и ту часть Ирландии, что обращена к Англии. Наконец, третья обогнула Испанию и Португалию, а затем напрямик через море дошла до западной Ирландии и вокруг Шотландии — в Данию и Швецию [По всей видимости та же "школа" трудилась на Кавказском побережье Черного моря и даже в ... Индии.]. Это как-то мало похоже на недавно ещё казавшийся очевидным образ "доисторического" прошлого, в котором племенам полагалось сидеть на месте и ничего не знать о большом мире. Но так всегда и бывает: прошлое остается неизменным, но наше знание о нем меняется с каждым поколением учёных.
Итак, через море протянуты несколько цепочек, у которых должен быть единый центр на юго-востоке (если относительно Западной Европы), на юге (относительно Кавказа) и на западе (относительно Индии). Таким центром может быть только Месопотамия или Египет. Скорее Египет. Помните, на камнях Нью Грандж были изображения кораблей? Достаточно взглянуть на рисунки, чтобы сразу увидеть подобие: не только на скалах Швеции, но и в горах Северного Кавказа (где вряд ли видели корабль) и даже на Урале корабль перевозится Солнцем.
Египтяне нимало не сомневались в том, что ночью зашедшее на западе Солнце перевозится кораблем, чтобы оно снова могло взойти на востоке. Вполне возможно, что эту веру начали разносить по морю ещё до того, как фараон верхнего Египта завоевал Нижний Египет. Или это произошло во время завоевания (мы ещё поговорим о нем). Тур Хейердал безусловно доказал, что ещё не деревянные, а папирусные корабли египтян обладали великолепными мореходными качествами. Почему всё-таки миссионеры солнечного культа отправились за тридевять земель обращать в новую веру неведомые народы? Этого мы не знаем и, скорее всего, не узнаем — письменности ещё не было или почти не было в то время. Но остается уже никем сегодня неоспариваемый факт; они это сделали.
Но ведь если новая вера требовала сооружать для умерших огромные гробницы, миссионеры должны были развезти по морям и принципы их сооружения. И когда в Египте строили первые пирамиды, на Мальте и в Сицилии начали сооружать нечто подобное, Разве курган, где бы он ни был насыпан, не означает того же, что и пирамида? К тому же курган не насыпан просто на земле, он прикрывает сооружение, более сложное или простое, но сооружение. А разве нет параллели между ранними египетскими гробницами "мастаба", сложенными из необожженного кирпича, и дольменами, сложенными из каменных глыб?
Оказывается, мир был огромен, но всё же един, и умение обращаться с глыбами камня, как если бы те были обычными камнями, понимание безмерной важности огромной работы были восприняты множеством народов от мужественных странников далекого III тысячелетия до нашей эры. Нередко культ мертвых понимают упрощенно, но нельзя забывать, что для людей того времени смерть как таковая не существовала, она означала просто переход от одной, хрупкой, земной жизни, и другой — вечной. Тысячи людей работали в поте лица, передвигая каменные глыбы, водружая их одну на другую, наваливая горы земли, ради жизни, не ради смерти. Мы знаем иное, но приписывать людям далекого прошлого наши знания, наши ощущения было бы просто глупо. Они во многом походили на нас с вами, но отличались от нас в ещё большей степени.
Для того, чтобы понять, что это была за работа, нам хватит одного примера. В 1960 г. работники Сухумского музея решили вывезти из недалекого Эшери дольмен и поставить его перед своим зданием. Они выбрали самый маленький, но только двумя автомобильными кранами удалось снять каменную крышу. Поднять же её снова и уложить в кузов мощного грузовика и двум кранам оказалось не под силу. Затем, используя мощные домкраты и краны, крышу и стены всё же перевезли. Но как ни старались монтажники развернуть каменную крышу так, чтобы высеченные когда-то в ней "гнезда" точно пришлись над "шипами" стен, добиться этого не удалось. Пришлось расширить "гнезда"..., а ведь там же, в Эшери, есть дольмен, крыша которого весит ни много ни мало 22,5 тонны! Нет, дело не просто в мускульном усилии — крышу дольмена, перевезенного к музею, могли поднять 150 человек, не так уж много. Дело в другом. Надо было идеально синхронизировать движения множества людей. Надо было предельно точно разметить "шипы" и "пазы", а это совсем не просто на деле, даже когда пользуешься стальной "рулеткой". Наконец, непременно требовалось перенести эту разметку на другую, внешнюю сторону плиты, иначе, затащив её на временную насыпь и двигая вперед-назад, вправо-влево, никак бы не удалось насадить крышу на стены. Насадка же была идеально точной: между стенкой "гнезда" и "шипа" не прошло бы и лезвие ножа.
Это означает только одно: тот, кто руководил работой, владел немалым строительным умением и фактически был архитектором, как бы ни назывался.
Все было ещё сложнее, поскольку кроме первобытных миссионеров, были ещё люди, способные разносить по свету новые знания: по пятам миссионеров всегда шли торговцы и в Африке, и в Азии, и в Америке. За Библией наступала очередь винтовки и "огненной воды" — водки.
Примерно то же самое происходило, когда по всему Средиземноморью распространялись греки и финикийцы; рядом с храмом Зевса или Мелькарта обязательно появлялись бронзовые мечи и амфоры с вином. Но оказывается, что подобная история случилась ещё раньше. За строителями дольменов и кромлехов двигались бродячие торговцы, которых учёные называют "народом бейкеров" — "бейкеры" — это похожие на перевернутый колокол тонкостенные глиняные кубки, всегда, без единого исключения, сопровождавшие людей этого народа в загробную жизнь. Рядом с кубками всегда находят одну пуговицу конической формы (в холодном климате торговцы носили тяжелые плащи) и странную "дощечку" из камня с четырьмя отверстиями по углам. Наконец одно погребение раскрыло загадку. В отверстиях сохранились золотые бусины, к которым были привязаны когда-то кожаные шнурки, явно крепившиеся к кожаной же полоске — от нее осталась только бронзовая пряжка. Это специальный налокотник — щиток, защищавший руку от удара тугой тетивы лука, способного в один раз содрать с руки кожу. И ещё рядом почти всегда оказывался широкий бронзовый кинжал.
Теперь все стало на свои места. Люди бейкеров везли на север драгоценный металл, обменивая его на янтарь датских, германских и польских берегов или на чёрный янтарь Англии и Ирландии. Более чем вероятно, что бродячие торговцы развозили и рецепт приготовления пива, которое уже давно варили и в Месопотамии, и в Египте. Люди бейкеров бродили по огромной территории, простиравшейся от Шотландских островов до Сицилии, от Португалии до Австрии и Польши. Их родину искали долго и, наконец, нашли — это Испания, куда искусство металлургии пришло с Ближнего Востока. Как всякие настоящие торговцы, люди бейкеров были довольно равнодушны к религии и приспосабливались к той, которую заставали на месте. Поскольку же они заставали на побережье уже знакомый нам культ Солнца, они восприняли и его и (вот, собственно, почему нам здесь так важно о них знать) на том единственном месте, где они нашли вторую родину, в южной Англии, участвовали в строительстве знаменитого Стоунхенджа. О Стоунхендже мы поговорим в следующей главке, а здесь добавим: это их могильники — те маленькие кружочки, которые мы видели на плане Уиндмилл-Хилла. Это они первыми встретили "народ боевых топориков", который двигаясь на запад от Урала, снес по дороге поселения Трипольцев, а потом постепенно перенимал навыки земледельческих народов и осел на берегах Северного моря — в Германии, Данин, Швеции.
Да, период между 2500 и 1500 гг. до н. э. был в Западной Европе весьма оживленным. Люди боевых топориков 16 уже были солнцепоклонниками, но пройдя степи Причерноморья (см. рис. 20.1), где уже приручили коня, они, кажется, уверовали, что солнце ночью перевозится с запада на восток колесницей. Когда произошла встреча, две идеи начали сливаться в одну: и корабль, и конь стали означать солнце. И бронзовые бритвы, найденные в Скандинавии, и имеющие форму корабля (рис. 25.4) означают дневное светило; и "коньки" на крышах наших изб означают его же — с тех прадавних времен; про рисунки же на скалах и говорить нечего — они говорят сами за себя.
16. Многое свидетельствует о том, что изысканные формы каменных топориков повторяют бронзовые оригиналы, созданные в Месопотамии и Персии.
Оказывается, что на переломе от каменного века к бронзовому и весь бронзовый век — время мореходов. Но корабли надо было строить, а чтобы построить корабль из дерева, надо как минимум обладать навыком строительства в дереве. В 1921 г. на самой границе между Данией и Германией был наконец найден такой корабль двадцатиметровой длины, с высокими носом и кормой и острым килем. Точно такой, какие были известны по гравированным рисункам на камнях. Этот корабль принадлежит к более позднему времени — примерно к 400 г. до н.э., когда в Греции бушевала Пелопонесская война. Это установлено твердо уже по тому, что вместе с кораблями были похоронены железные мечи, железо не могло появиться в этих широтах много раньше, радиоуглерод лишь подтвердил эту дату. Захороненный корабль был отбит у морских разбойников: вместе с ним лежали не только восемь мечей, но по полторы сотни щитов и копий с бронзовыми наконечниками. Значит, пиратская команда насчитывала не менее 150 человек.
Построить такой корабль было нешуточным делом: противостоя волнам, он должен был идти через бурное море сотни километров, и корабельщик придавал ему идеальную форму — ту, что без изменений дошла к нам через века в формах кораблей викингов, ходивших и на Сицилию, и к Новгороду, и к Киеву. Народ, который мог строить такие корабли, мог строить и замечательно сложные сооружения, его строители владели искусством композиции, хотя слова такого ещё не знали, не могли знать. Да, они умели строить и поклонялись солнцу. Значит, они должны были быть и астрономами, знать законы движения Солнца, фазы Луны, положение звезд: иначе они никогда не сумели бы пересечь Бискайский залив или идти от Шотландских островов к Скандинавии 17. Значит, они вполне могли построить Стоунхендж.
17. Следы народов бейкеров найдены на Канарских островах, они могут ещё обнаружиться и в Западной Африке и даже в Америке, куда обязательно придёт судно, если потеряет управление у марроканского берега (если, конечно, не потонет в шторм).
Добавить комментарий