Архитектура Мидии

Глава «Архитектура Мидии» книги «Всеобщая история архитектуры. Том I. Архитектура Древнего мира». Автор: И.Ф. Бородина; под редакцией О.Х. Халпахчьна (отв. ред.), Е.Д Квитницкой, В.В. Павлова, А.М. Прибытковой. Москва, Стройиздат, 1970


В конце II — начале I тысячелетия до н. э. в Северном Иране появились ираноязычные племена, которые в IX в. до н. э. под названием мидян упоминаются в ассирийских надписях. С начала I тысячелетия часть племен начинает оседать в районах к востоку от гор Загра. В VIII в. до н. э. один из вождей Дейок объединил племена в союз, но Мидия и после этого представляла собой множество мелких территорий во главе с царьками. В VIII в. до н. э. она была покорена Ассирией, но в начале VII в. до н.э. обрела свободу, а в правление Киаксара (625—585 гг. до н. э.) превратилась в рабовладельческое государство со столицей Экбатаны (ныне Хамадан). В 615—605 гг. до н. э. Мидия уничтожила Ассирию, покорила Ману, Урарту, персидские племена, населявшие южную часть Ирана. Но она была рыхлым конгломератом различных областей и племен, в котором племенная аристократия всячески препятствовала централизации власти.

В 553 г. до н. э. персы, во главе с царем Киром II (558—529 гг.) из рода Ахеменидов, подняли восстание, закончившееся в 550 г. до н. э. полной их победой. Мидия подчинилась образовавшемуся государству с правящей династией Ахеменидов.

Из сооружений Мидии до наших дней сохранились лишь гробницы, вырубленные в скалах, по которым представляется возможным судить и о жилых постройках того времени.

Карта Мидии и ахеменидского Ирана
Карта Мидии и ахеменидского Ирана

К сожалению, мидийских городов, в частности Экбатан, не коснулись еще археологические раскопки. Поэтому сведения о характере городов и гражданской архитектуре приходится черпать из исторических источников и изображений на ассирийских рельефах. И все же этот немногочисленный материал дает возможность составить представление об основных типах сооружений Мидии — оборонительных, жилых и культовых, о градостроительстве, о материалах и конструкциях. В жилой архитектуре преимущественно использовались сырцовый кирпич и дерево, которым страна была богата; широко применялись деревянные перекрытия на колоннах; очевидно, в декор дворцов вводился цвет. В крепостных сооружениях большую роль играл камень.

Из письменных источников известно, что мидийцы жили в хорошо укрепленных населенных пунктах, где при дворцах и жилых домах имелись хозяйственные постройки — амбары для хранения зерна и корма для скота, конюшни и загоны для лошадей. В поселениях было множество садов и виноградников, которые искусственно орошались с помощью канав, подводивших воду из больших каналов.

В летописях Саргона содержится восторженное описание таких городов, окруженных одной или двойными стенами с башнями и глубоким рвом перед ними, с казематами внутри. Толщина стен достигала 7—8 м, а высота 20—25 м.

Общее представление о характере укреплений дают ассирийские рельефы из Хорсабада с изображением взятия двух мидийских крепостей. Укрепления состояли из нескольких концентрических поясов стен с расположенными через равные промежутки высокими прямоугольными выступами-башнями. И стены, и башни завершались зубцами и имели ярусы бойниц.

Изображения на ассирийских рельефах: а — Крепость Кишессу, VII в. до н. э.; б — город Хархар
1. Изображения на ассирийских рельефах: а — Крепость Кишессу, VII в. до н. э.; б — город Хархар

Одна из изображенных крепостей — Кишессу (рис. 1, а) была взята Мидией у Ассирии в 680 г. до н. э. Крепость окружена тройными стенами с башнями, имела хорошо укрепленные въездные ворота с полуциркульными проемами; такой же формы ворота были и во внутренних стенах. Перед крепостью располагался пригород и несколько башнеподобных домов.

На другом изображении — город Хархар (рис. 1, б). Он стоял у реки выше прибрежной полосы на платформе и имел одну крепостную стену. Внутри города на холме расположены дома, сады и какая-то крупная постройка с пилястрами на фасаде. К склону холма примыкала терраса из каменных блоков с большим храмом или дворцом наверху.

Столица Мидии — Экбатаны — была расположена в плодородной долине, где сходились дороги из Вавилонии и районов восточного Ирана. Описания города, имеющиеся у Геродота и Полибия, разноречивы. По свидетельству первого, Экбатаны окружали семь постепенно повышающихся стен. Зубцы пяти стен были окрашены в белый, черный, пурпурный, голубой, оранжевый цвет, а двух — покрыты серебром и золотом. Геродот отождествил с Экбатанами иранскую легенду о мифическом городе. По описанию Полибия Экбатаны не были целиком окружены стенами, а имели сильно укрепленную цитадель, под защитой которой находились расположенные ниже ее дворцы (площадь их достигала 1 км в окружности).

В рабовладельческой Мидийской державе было развито и монументальное гражданское строительство. Дворцы Экбатаны, обширные и роскошные, возводились в основном из дерева. Они имели высокие колонны и перекрытия из кипариса и кедра, которые украшались серебряными и золотыми пластинами. О характере жилых построек дают представление сохранившиеся скальные гробницы Мидии. Они воспроизводят тип жилого дома с крытой террасой вдоль всего фасада. Вероятно, дома строились из сырцового кирпича, а перекрытие и колонны террасы-портика были деревянными. Подобные жилые дома сохраняются до настоящего времени в селениях Ирана и других странах Среднего Востока. Кроме того, строились дома, очевидно, загородного типа в виде высоких квадратных в плане башен (они видны на изображении крепости Кишессу, см. рис. 1). Дома служили, как считает Херцфельд, образцом для подобного вида гробниц. Они строились из лёссовых блоков, 2—3-этажными, с очень пологой четырехскатной кровлей, деревянными наличниками окон и дверей.

Сакавенд. Гробница. Поперечный разрез, общий вид
2. Сакавенд. Гробница. Поперечный разрез, общий вид
Гробницы: а — Фахрика, VII в. до н. э.; план, разрез, фасад; б — Сехне; план, разрез, фасад
3. Гробницы: а — Фахрика, VII в. до н. э.; план, разрез, фасад; б — Сехне; план, разрез, фасад

От зодчества Мидии сохранились лишь гробницы, высеченные в скалах. Они обнаружены в нескольких местах. Самые ранние, как считает И.М. Дьяконов, находятся около Сакавенда к югу от Кирманшаха (рис. 2). Они представляют собой простые прямоугольные ниши, вырубленные в скале, над одной из них находится рельефное изображение большой и малой человеческих фигур по сторонам двух алтарей.

Остальные усыпальницы, повторяя тип жилого дома, состоят из портика на фасаде и расположенных за ним одного или нескольких помещений. Самая северная гробница — Фахрика — находится южнее озера Урмия на территории древней Маны и датируется И.М. Дьяконовым не ранее VII в. до н. э. (рис. 3). В отличие от других в ней у внутреннего помещения нет фасадной стены. Портик превращен в большой вестибюль, который имеет две колонны в фасадной части и еще две в глубине, отделяющие его от погребальной камеры. В полу вырублены три углубления для захоронений, раньше закрытые каменными плитами. Колонны массивные типа дорических, форма капителей плохо читается из-за разрушения камня.

Очень близкий по внешнему виду фасад имеет гробница Сехне между Кирманшахом и Хамаданом. По верху внутренних стен двухколонного портика шириной 6 м и глубиной 1,5 м протянут двойной антаблемент, воспроизводящий деревянное перекрытие. Над дверью, расположенной в середине торцовой стены и ведущей внутрь гробницы, находится рельефное изображение крылатого солнечного диска, широко распространенное на Древнем Востоке.

От остальных подобных гробниц эта отличается сложной внутренней планировкой. За входом расположена небольшая камера с нишами по бокам, в которых устроено по погребальному углублению, а в средней части — лестница, ведущая вниз к двери в главную погребальную камеру с одним захоронением.

Сарпул. Гробница Дукан-и-Дауд, конец VII — начало VI вв. до н. э. Общий вид Сурдаш. Гробница Кызкапан, конец VII — начало VI вв. до н. э. Вход
4. Сарпул. Гробница Дукан-и-Дауд, конец VII — начало VI вв. до н. э. Общий вид 5. Сурдаш. Гробница Кызкапан, конец VII — начало VI вв. до н. э. Вход, фасад, план, деталь потолка
Сурдаш. Гробница Кызкапан, конец VII — начало VI вв. до н. э. Фасад, план, деталь потолка

Наиболее монументальная из гробниц — Дукан-и-Дауд близ Сарпула (по дороге из Хамадана в Вавилонию) построена, по предположению И.М. Дьяконова, после 612 г. до н. э. для Астиага — последнего правителя Мидии (рис. 4). Высоко на искусственно сглаженной поверхности скалы вырублен глубокий портик; раньше он был с двумя колоннами, от которых сохранились только остатки баз и капителей. Обрамление портика имитирует деревянную обшивку из трех балок. Дверь в середине задней стены ведет в просторную камеру с одним погребением. На сглаженной поверхности скалы ниже портика изображена фигура человека в эламской одежде, но в иранском головном уборе и с пучком священных веток в руке — реквизитом иранского культа.

Кроме Дукан-и-Дауд найдены еще две поздние скальные мидийские гробницы, построенные на бывшей ассирийской территории после 612 г. в долине Шехризора у деревни Сурдаш, недалеко от г. Сулеймания — Кызкапан и Курх-у-Кич. Первая, как и Дукан-и-Дауд, царская, очевидно могила Киаксара. У нее глубокий портик, в котором колонны стоят не свободно, а только на 3/4 выступают из плоскости торцовой стены. Сзади портика находятся три маленькие камеры с погребениями (рис. 5). Потолок портика тщательно имитирует в резном камне деревянное перекрытие. По три круглых балки, расположенных под прямым углом к торцовой стене, «опираются» через небольшую подбалку на колонны, на них «уложен» в продольном направлении настил из более тонких балок. Овальный карниз завершает стены. По этим изображениям с документальной точностью восстанавливается характер перекрытий жилых домов. На стенах между капителями колонн высечены три рельефных диска с четырехкрылой фигурой, полумесяцем, фигурой женщины и сложной 16-конечной звездой. Кроме того, над дверью находится рельефное изображение двух мужчин, одетых в мидийские одежды и стоящих по бокам алтаря огня. По стилю и технике изображение перекликается с рельефом из гробницы Дукан-и-Дауд и, несомненно, относится к предахеменидскому периоду.

В Курх-у-Кич колонны портика стоят свободно, но очень близко от стены. Очевидно, мастера постепенно отодвинули вглубь свободно стоящие у самого края портика колонны, так как они не выдерживали тяжести скал и разрушались, как, например, в Дукан-и-Дауд, а затем заменили их полуколоннами.

Архитектура Мидии оказала существенное влияние на зодчество ахеменидского Ирана. Персы заимствовали мидийские градостроительные традиции, тип скальных гробниц, их технику строительства, планировку, а также оформление фасадов портиками.

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)