Архитектура Фригии, Пафлагонии, Лидии, Ликии и Карии
Глава «Архитектура Фригии, Пафлагонии, Лидии, Ликии и Карии» книги «Всеобщая история архитектуры. Том I. Архитектура Древнего мира». Автор: О.И. Брайцева; под редакцией О.Х. Халпахчьна (отв. ред.), Е.Д Квитницкой, В.В. Павлова, А.М. Прибытковой. Москва, Стройиздат, 1970
На территории Малой Азии после крушения в XII в. до н. э. Хеттской державы образовались новые государства. В центре Малой Азии, в долине реки Сангарии, сложилось крупное государство Фригия; в горных районах Севера — Пафлагония; к западу в долине реки Герма — Лидия; на юго-западе в долине реки Меандр — Кария и в горном побережье юга — Ликия. Все эти страны, развиваясь под воздействием Востока (Египет, хетты), продолжали в то же время традиции эгейской культуры, которую принесли в Малую Азию разбитые дорянами микенцы. Перенесение эгейских традиций на малоазийскую почву и смешение их с местными особенностями зодчества явилось важной предпосылкой для дальнейшего развития архитектуры.
Культурный расцвет Фригии, в основном земледельческой, относится к IX и VIII вв. до н. э. (при царе Мидасе), но уже в VII в. до н. э. страна подпадает под власть киммерийцев, а в VI в. до н. э. — Лидии. В свою очередь торговая страна Лидия достигает вершины могущества в VII и VI вв. до н. э. (при царях Алиате и Крезе). В это время Лидия подчиняет почти всю Малую Азию. Дольше других стран сохраняет независимость небольшая горная страна Ликия. Однако в середине VI в. до н. э. вся Малая Азия попадает под владычество персидского царя Кира. Общественный строй этих стран еще недостаточно изучен. Но подобно древним восточным деспотиям власть сосредоточивалась в руках монарха. Древние источники сообщают о широком строительстве в этих странах, о роскошных дворцах, подобных дворцам Ассирии и Крита. Однако до наших дней дошли лишь остатки крепостных стен и гробницы, которые позволяют до некоторой степени судить об архитектуре этих стран.
В горных лесистых районах Фригии и Ликии строительство велось из дерева (дуба, сосны или кедра) и камня. Широкое распространение получили (особенно в Ликии) деревянные фахверковые стены, о чем свидетельствуют многочисленные скальные гробницы, воспроизводящие формы деревянных жилых построек. Эти памятники вместе с тем говорят об искусстве обработки камня, которое значительно улучшилось благодаря применению железных инструментов. Лидия и ряд областей Фригии и Карии были безлесны, здесь широко применялись сырцовый и обожженный кирпич, а для облицовки фасадов — майолика и глазурованный кирпич. Фундаменты выкладывались из неотесанного камня на глиняном растворе.
О строительстве малоазийских городов XII—VI вв. до н.э. имеются весьма скудные сведения. Некоторый свет проливают раскопки фригийского «города Мидаса», расположенного на высоте 1300 м над уровнем моря в центральной части Малой Азии, вблизи Доганлу.
39. Фригия. Остатки города Мидаса. План царского замка |
Город представлял собой открытое, окруженное замками знати и царя поселение со свободно расположенными жилищами ремесленников, купцов и крестьян. Мощные крепостные сооружения возвышались на четырех холмах, причем холм с резиденцией царя, расположенной в стратегически наиболее выгодной точке, и был собственно городом-лагерем Мидаса (рис. 39). Царский дворец занимал вершину южной части холма, а с севера, на узком мысу, размещался военный лагерь. Скалистые отроги, огибающие все плато, были искусно приспособлены для обороны. На всем протяжении этой скалистой стены сохранились скальные гробницы, рельефы и надписи. К числу таких гробниц относится и знаменитая гробница Мидаса с ее монументальным, высеченным на поверхности скалы фасадом.
Раскопки верхнего слоя поселения Пазарли дают представление о жилой застройке фригийских поселений. Дома располагались на выровненных террасах, первый этаж был глинобитным, второй — деревянным. Фасады покрывались изобразительной майоликой (майолики в Сардах, Гордионе и Лариссе). Полы чаще всего выкладывались из керамических брусков (длиной до 7 см), вдавленных в глиняное основание.
Город Мидаса и столица Гордион были лишены защитных стен, хотя в Фригии, Карии и Ликии имелись многочисленные укрепления, построенные против местного покоренного населения. Обычно это толстые каменные крепостные стены с четырехгранными башнями, завершенные зубцами (рис. 40). В крепости «Лелега» в Карии появляются башни с полукруглым основанием, более совершенные с оборонительной точки зрения. О характере кладки стен можно судить по руинам укреплений Фригии, выложенных из крупных каменных блоков, достигающих в длину 1,5—2 м.
Культовые сооружения — небольшие, представляют собой высеченную в скале открытую террасу с алтарем и жертвенником, на которую ведут несколько ступеней (рис. 41). Более значительные храмы не сохранились. Однако известно, что в Гордионе был построен храм из кирпича, облицованный глазурованным кирпичом.
Более полное представление об архитектуре этих стран дают многочисленные погребальные сооружения. Древнейшие представляют собой каменные гробницы — тумулусы с погребальной камерой и проходом (дромосом), родственные гробницам Микен. Руины подобных гробниц есть во Фригии, но особенно широко они были распространены в Лидии. К более поздним захоронениям (VI в. до н. э.) принадлежит грандиозная гробница царя Алиата (диаметр 355 м, высота 69 м) в некрополе близ Сард, напоминающая по своей массе египетские пирамиды; родственно египетским приемам и перекрытие погребальной камеры из монолитных мраморных плит (рис. 42, 1).
Лучше сохранившаяся гробница Тантала (рис. 42, 2, d = 33,6 м), расположенная в центре Малой Азии близ горы Сипил, была возведена из полигональных блоков. Ее конусообразный массив возвышался на круглом профилированном основании (соотношение высот около 1:2). Погребальная камера (2,17 x 3,55 м) была перекрыта ложным сводом. О большом мастерстве строителей свидетельствует своеобразная конструкция тумулуса, где при наличии двух концентрических кольцевых и большого числа радиальных каменных стен со щебеночным заполнением была достигнута большая прочность сооружения (рис. 42, 2).
В гробнице в Герези (рис. 42, 4), близкой по композиции к микенским, двор вокруг места захоронения был обнесен каменной оградой. Для гробницы в Белеви (близ Эфеса) характерно нарастание внутреннего пространства: перед входом в камеру был устроен своего рода вестибюль (рис. 42, 3).
О характере построек того времени свидетельствуют скальные гробницы Фригии, Пафлагонии и Ликии, которые отражают не только особенности не дошедших до нашего времени деревянных построек, но и дают представление о развитии архитектурных форм.
Среди памятников Фригии наибольшей известностью пользуется так называемая гробница Мидаса близ Доганлу, воспроизводящая величественный, высеченный на поверхности скалы фасад (рис. 43), завершенный треугольным фронтоном с акротерием. Изображение двускатной кровли, вероятно, имело связь с мегароном. Фасад украшает широкая лента геометрического орнамента вокруг стены, в центре которой находится ложная дверь. Другую аналогичную гробницу (рис. 43, 2) украшает, в дополнение к обрамлению вокруг гладкого поля стены, барельеф под треугольным тимпаном со стилизованным растительным орнаментом, в рисунке которого сказывается ассирийское влияние. Местоположение этого барельефа предвосхищает появление антаблемента в античных храмах.
Иной тип гробниц — гробницы с погребальными камерами — встречается во Фригии, как, например, гробница близ Язылыкайя или гробница в стене в Япулдаку; особенно он характерен для Пафлагонии (около VIII в. до н. э.). Примером является гробница в Гамбаркайя (рис. 44). Здесь погребальная камера открывается наружу трехколонным, высеченным в скале портиком, увенчанным плоским фронтоном. Весь архитектурный облик этой гробницы с тремя изваяниями лежащих львов перед входом родственен пещерным храмам Древнего Египта и архаическим храмам Греции.
В отличие от памятников Фригии, лишь отдаленно напоминающих деревянные прототипы, скальные гробницы Ликии подражают фасадам фахверковых жилых домов. Здесь встречаются целые некрополи, высеченные на террасированных склонах гор, где гробницы живописно группируются между собой, как, например, гробницы в Мире (рис. 45).
Позднее в Ликии строились свободно стоящие гробницы, как, например, «монумент Гарпий» в Ксанфе, высеченный из скалы. Это своего рода башня с плоской нависающей кровлей и ступенчатым основанием. Погребальная камера была расположена в верхней части памятника. Другой тип воспроизводит в камне двухэтажный деревянный каркасный жилой дом с килевидной крышей (рис. 46).
Многие гробницы Ликии, высеченные в скалах, выступают из поверхности скалы наполовину или на три четверти здания. Такова гробница в Пинаре (рис. 46).
Архитектура скальных гробниц, особенно Ликии, дает представление о деревянной архитектуре этих стран, об особенностях конструктивных приемов. В то же время изучение этих сооружений имеет важное значение для выяснения путей развития ряда архитектурных форм Греции.
Добавить комментарий