Архитектура Месопотамии и Ассирии (Огюст Шуази)
Главы раздела «Архитектура Месопотамии и Ассирии» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.
Долина Тигра и Евфрата, столь же плодородная, как и Нильская, казалось, самой природой была предназначена служить колыбелью цивилизации. В этой счастливой местности не только богатая растительность облегчала человеческое существование, но и сама глинистая почва страны позволяла человеку без всякого орудия выстроить себе убежище. Именно в такой стране и должна была возникнуть архитектура. Действительно, она развивается здесь, начиная с ранней эпохи человечества. Одним из ее древнейших центров является Шумер, область по нижнему течению Евфрата. Из Шумера культура постепенно распространилась на север до Ассирии.
Примечание: В оригинальном тексте тут стоит слово «Халдея». Это последнее имеется и в заголовке всего третьего раздела книги: «Халдея, Ассирия». Chaldee — синоним Messopotamie, другими словами, это название страны по среднему и нижнему течению Тигра и Евфрата. По-французски слово Chaldee употребляется наравне со словом Messopotamie, хотя и носит немного архаический характер. Мы переводим везде не Халдея, а Месопотамия, так как по-русски второе название окончательно вытеснило первое. В тех случаях, когда дело идет о юге страны, иначе говоря о Шумере, мы слово Chaldee передаем словом Шумер, как это имеет место и в данном случае.
От Персидского залива до истоков Тигра господствовала архитектура, которая в каждой отдельной местности дает лишь незначительные варианты, в зависимости от локальных условий. В то время как Ассирия, хотя и в небольшом количестве, обладала древесными ресурсами и имела хотя бы незначительные каменоломни, юг был лишен и камня и дерева. Тем ценнее для вавилонян как строительный материал была глина, и необходимость привела их к созданию, путем применения обжига, материала, обладающего свойствами камня. Несмотря на трудности его изготовления, вызывавшиеся нехваткой топлива, обожженный кирпич играл значительную роль в архитектуре Вавилонии. В VII в. до н. э. он является основным строительным материалом в постройках Навуходоносора.
Примечание: Навуходоносор — библейская форма имени Набу-кудурри-усур (604—561 гг. до н. э.), царя нововавилонской династии, сына Набополассара (Набу-аплу-усур). С именем Навуходоносора обычно связывают апокрифические рассказы о предсказаниях гибели Вавилона, изложенные в Библии.
Благодаря свидетельству Геродота устанавливается, что набережные и крепостные стены, хотя бы частично, складывались из этого искусственного материала.
Примечание: Обожженный кирпич, как показали новейшие раскопки, был в ходу в Месопотамии с древнейших времен. Остатки зданий поздних эпох в момент написания книги были известны лучше, нежели архитектурные памятники ранних периодов, в силу чего Шуази сделал вывод, что обожженный кирпич в первом тысячелетии до и. э. был более распространен, нежели в древности. По-видимому, все зависело исключительно от назначения и важности воздвигаемого здания: обожженный кирпич применялся для постройки храмов, дворцов, укреплений, сырец — для прочих зданий.
Библия, приписывая городу Вавилону самую древнюю из известных башен, указывает, что ее строительным материалом был обожженный кирпич.
Примечание: Здесь имеется в виду так называемая Вавилонская башня, с которой говорится в Библии, в книге Бытия. Книга Бытия складывалась в период около пленения иудейского (прибл. 605—535 гг. до н. э.) Поводом к библейской легенде послужили вавилонские культовые башни — зиккураты (см. ниже).
Таким образом, основными чертами месопотамской архитектуры являются:
господство системы конструкций, основанных на применении обожженного кирпича;
на юге — соединение обожженного кирпича с кирпичом солнечной сушки, сырцом;
в Ассирии — соединение кирпича-сырца с камнем.
Добавить комментарий