Искусство и общественный строй Древнего Египта
Главы «Эпохи и влияния. Общий процесс развития египетского искусства. Искусство и общественный строй. Влияния» раздела «Архитектура Древнего Египта» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.
Эпохи и влияния
Вернемся снова к архитектуре храмов и гробниц. От начала и до самого конца в этом зодчестве царит дух спокойной торжественности и сурового величия. При всем том, египетское искусство нельзя считать однообразным. Колонна фиванских династий не та, что в эпоху первых династий, колонна Птолемеев имеет свои особые черты. Процесс развития медлен, но непрерывен. У каждой эпохи свои формы, и искусство переживает стадии развития, расцвета и упадка.
Общий процесс развития египетского искусства
Долго считалось, что развитие египетского искусства шло из Нубии в Нижний Египет. Точкой отправления считали пещерные храмы Эфиопии. Эта теория происходила из неправильной датировки памятников, вполне простительной в то время, когда еще не были дешифрированы иероглифы, познакомившие нас с хронологией. В действительности египетское искусство, по-видимому, зародилось в дельте Нила. Первые известные нам памятники группируются близ Мемфиса, и первый период расцвета относится к IV и V династиям. Этим временем датируются пирамиды в Гизехе и Саккара и храм Сфинкса. К XII династии относятся пещерные гробницы, высеченные в скалах Бени-Гассана, основание религиозных памятников в Фивах и, наконец, та благородная скульптура, характерные черты которой воплощены в Луврском сфинксе.
Примечание: Автор здесь вовсе не упоминает об архаическом периоде, предшествующем искусству IV и V династий.
Нашествие семитских кочевников около XIV династии вызывает замедление в интеллектуальном развитии Египта. И даже после их изгнания при XVIII династии оно восстанавливается не сразу. Заметно проникновение месопотамских влияний и новаторство, проявляющееся в попытке создания нового типа храма. Ступенчатый храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри связан с подражанием азиатским культам. Аменофис IV, такой же еретик, как и Хатшепсут, пытается в своей новой столице—Телль-эль-Амарне — изменить весь облик египетского искусства, сводя его к символике, связанной с почитанием солнечного диска. Но старая традиция постепенно возрождается. Заканчивается сооружение Карнакского храма. Около XV в. Фивы становятся центром египетской культуры, откуда она распространяется в Нубию. Памятниками ее в этой отдаленной области остались пещерные храмы. Самый знаменитый из них — в Ибсамбуле.
Примечание: Здесь имеется в виду нашествие иноземцев гиксосов, этническое происхождение которых не может считаться до конца выясненным. Восстановление национальной египетской монархии произошло со времени XVIII династии.
Вопрос о прямом заимствовании религии и искусства Месопотамии Египтом времени правления царицы Хатшепсут, неоднократно отмечаемом Шуази, очень проблематичен. Скорее надо ставить вопрос о взаимодействии Египта с культурами Передней Азии и критомикенской культурой на протяжении всей XVIII династии.
Вопрос об особом, выпадающем характере искусства эпохи Аменхотепа IV (1375—1358 гг.) ставился наукой уже давно (см. Spigelberg. Geschichte der Aegyptischen Kunst. Leipzig. 1903). В настоящий момент можно с уверенностью говорить о том, что элементы стиля периода Телль-эль-Амарны вырабатывались на всем протяжении XVIII династии. В равной мере и все последующее искусство (особенно периода Тутанхамона) продолжало традиции Амарны.
Египетское искусство достигает здесь своей предельной монументальности. Эпоха Сети и Рамсесов в истории Египта соответствует эпохе Людовика XIV во Франции. Это — время грандиозных предприятий, когда искусство столько же теряет в изяществе, сколько приобретает в величии.
Примечание: Утверждение Шуази об утере изящества искусством эпохи XIX династии надо считать неправильным. Если, с одной стороны, с именами Рамсесов II и III связан расцвет монументального храмового зодчества, то, с другой стороны, в круглой скульптуре делаются последние выводы из очень утонченного и манерного искусства периода Телль-эль-Амарны (например, рельефы поминального храма Сети I в Абидосе и статуэтка Рамсеса II в Туринском музее).
Последующие династии, находясь непрерывно под угрозой ассирийского завоевания, оставляют мало памятников. Только с наступлением мирного периода, совпадающего с XXVI саисской династией, начинается подлинное возрождение. К египетскому искусству снова возвращаются его утонченность и изысканность.
Примечание: Большая элегантность линии и некоторая манерность в скульптурах саисского периода являются непосредственным продолжением стиля поздней поры Нового царства. Что же касается скульптурного портрета, то здесь саисское искусство обращается скорее к эпохе Среднего царства. Подобные фаянсовые инкрустированные диски из Телль-эль-Иехудеи (время Рамсеса II, 1292—1225 гг.) имеются в Москве в собрании Государственного музея изобразительных искусств.
В VI в. начинаются первые сношения Египта с Грецией. В V в. наступает новый период катастроф. Египет завоевывают персы. При преемниках Камбиза искусство прозябает, не меняя своего стиля до второго возрождения, — после завоевания Египта Александром и установления тесных сношений с Грецией. При саисской династии неясно, кто на кого влиял — Египет на Грецию или наоборот. Но после македонского завоевания вопрос о влиянии ясен: архитектурные формы становятся более свободными и разнообразными, чем когда-либо, насколько это совместимо с иератизмом египетского искусства. Архитектура воплощается в тех формах, которые сохраняются при римском владычестве и исчезают только тогда, когда христианство, порвав с древними культами, оставило и связанную с ними архитектурную традицию.
Искусство и общественный строй
Таков основной процесс развития египетского искусства в течение его четырехтысячелетней истории. Медленность совершавшихся изменений указывает на общественный строй, стремившийся сохранить традиции.
Традиции зодчества передавались по наследству от отца к сыну. Бругшу удалось установить целые родословные архитекторов. Восточные деспотии регламентируют рабочую силу при условии монополии и организованного труда в виде барщины. На монополию указывают клейма фараонов на кирпиче. Эти клейма встречаются даже в постройках частного характера, что, по-видимому, ограничивает, если не совсем исключает, свободу производства. Следы принудительной организации работ заметны и в общем характере техники строительных работ; безответственность рабочих отразилась в постоянных дефектах кладки, которые не могли бы быть допущены при наличии ответственных лиц.
Государственный «казенный» заказ был, если не единственным, то во всяком случае обычным способом исполнения тех сооружений, которые требовали профессионального ремесленника. Для других работ, где нужна была только физическая сила, египетские фараоны располагали военнопленными и рабами. Отсюда — это презрение к препятствиям материального характера и неслыханная затрата физического труда. Египетское зодчество свидетельствует о породившем его общественном строе. В его приемах отражается автократическая монархия. Всемогущество теократии находит свое выражение в монументальности храмов.
Влияния
Каким влияниям подвергался Египет? На какие страны распространялось его влияние? Весь первоначальный период создания египетской архитектуры нам не известен. Несомненно одно: развитое искусство пирамид свидетельствует о какой-то длительной, предшествовавшей ему эпохе, о которой мы ничего не знаем.
Примечание: В настоящее время мы располагаем известными данными о додинастическом Египте. Ясна в общем и картина развития стиля двух первых династий.
Непрерывные войны на Востоке вели к постоянным сношениям Египта с Азией. Мы упоминали о сношениях с Месопотамией при XVIII династии. Последующие династии, непрерывно боровшиеся с Ассирией и Персией, поддерживали с ними постоянную культурную связь. Может быть, Египет заимствовал в Месопотамии систему глиняных конструкций, но несомненно, что он не мог заимствовать приемы каменной кладки в стране, где нет камня. Возможно, что глиняная архитектура Египта заимствована, но каменное зодчество, по-видимому, местного происхождения.
Народы Европы были еще в полуварварском состоянии, когда в Египте уже существовали вполне развитые искусство и промышленность. Египет не мог ничего заимствовать у западных народов, наоборот, они все заимствовали у Египта. Основание Афин приписывалось египетским изгнанникам. Гавани в устье Нила долго были доступны одним финикийцам. Другим народам Египет был известен, так же как и Китай до открытия его портов, только по предметам своего вывоза. Но даже этих мелких изделий художественной промышленности было достаточно, чтобы вдохновить искусство позднейших эпох. В основе всех архитектур Запада мы угадываем стиль и отпечаток египетского зодчества.
Добавить комментарий