Майданицкое поле

Глава «Майданицкое поле» книги «Зарождение зодчества». Глазычев Вячеслав Леонидович. Стройиздат. Москва. 1983


Нет, это не то поселение трипольцев, которое лежит у нынешнего села Майданицкого: нет никакой возможности поместить Майданицкое на рисунке, оно слишком велико и для правильного изображения требует карты. Но то, что мы видим на рисунке, действительно открывалось из окна на верхнем чердачном этаже любого из десятка селений в окрестностях.

Ясно, что это окно в мастерской гончара, все предметы, расставленные на подоконнике для раскраски подлинные: и ваза с текучим спиральным орнаментом — сотни подобных глиняных сосудов собраны в наших музеях; и повозка — маленький фургон на двух массивных колесах, сбитых из нескольких толстых досок. И модель жилища такая, какие находили и в Румынии, и на Украине. На точно такой модели сохранилась фигурка женщины, размалывающей муку на каменной меленке. Другие фигурки добавлены мной, но и полка с горшками у задней стенки, и печь у передней, и странной формы стол (скорее всего, правы те учёные, которые считают его алтарем) срисованы точно.

При этом важно понять, что повозочка — это игрушка, а модель — нет. Она как-то связана с не до конца нам понятными верованиями трипольцев. Не случайно и то, что на модели круглый дом, а жили трипольцы в больших прямоугольных, какие видны из нашего окна. Значит, модель — это память о тех домах, какие трипольцы строили раньше, в других местах.

Поле, что внутри овального селения, по всей видимости, священное поле (основные поля далеко за околицей — заметьте, старое слово "околица" 12 хранит память о когда-то круглых славянских селах), и дуб в его центре — священный дуб.

12. Слово околица восходит к древнеславянскому "окол" (колесо), сохранившемуся в польском языке (коло — колесо).

Это на самом деле поле, очень большое, засаженное картофелем и сахарной свеклой. Мимо него, частью через него, проходит шоссе, ведущее из Киева на Умань. Не совсем простое поле — через каждые два шага можно нагнуться и подобрать тонкий черепок со следами рисунка или осколок обожженной глины. С конца прошлого века здесь начали находить маленькие фигурки из глины и кости. Почему не раньше? А потому, что только к этому времени вместо царапавшей землю соки крестьяне стали пользоваться плугом, лемех которого врезается в чернозем глубже. Но черепки в полях на Украине не редкость.

Неожиданности начались только недавно, лет 15 назад, когда аэроснимки поля у села Майданицкого попались на глаза историку — на земле проступили уже знакомые нам концентрические овалы. Только вот размеры их поначалу показались просто невероятными: длинная ось большого овала имеет в длину ни много ни мало 1800 метров...

Археологи приехали ранней весной, когда снег уже стаял. Поле как одеяло покрывает пологий холм, и с дороги невооруженным глазом можно было увидеть явные тени построек — чуть более светлые размытые полосы. Почему их никто не замечал раньше! — Помните стишок об изощренном взгляде? Смотреть и видеть — разные вещи. Одна из авиалиний на юге США с 30-х годов проходит прямо над гигантскими земляными сооружениями 13, но заметили их только в конце 40-х...

13. Наибольшее количество огромны к земляных сооружений, воздвигнутых между VIII в до н. э. и VI в., обнаружено в США в штатах Огайо, Кентукки и Западная Вирджиния. Их здесь несколько тысяч. Сотни тысяч кубометров земли были насыпаны, чтобы создать легко распознаваемые изображения животных и людей длиной 40 — 50 — 70 м. Самым известным является гигантская змея (длиной свыше 400 м), контуры тепа которой по сложности не многим уступают знаменитым рисункам на плоскогорье Наска в Перу. Поскольку высота фигур менее 1 м, разглядеть их как следует можно только с воздуха.

Прежде, чем начать раскопки, учёные целых два года таскали по полю тяжеленную аппаратуру: у обожженной глины иное магнитное сопротивление, чем у почвы, поэтому в конце концов удалось нанести на карту каждую площадку с ошибкой не более 10 см. Дальше началось самое трудное. Копать здесь легко — чернозем. Но чернозем подобен слабому раствору кислоты и поэтому за долгие столетия он "съел" все, кроме жженой глины. И всё же на срезе траншеи, при особом положении солнца, в его косых лучах можно увидеть чуть более серый, чем общий фон, вертикальный пласт. Это стена, вернее тень стены, когда-то уложенной из мятой глины с соломой. Любопытно, что фотоаппарат не улавливает того, что — правда с напряжением, — видит глаз. Только очень тонкий химический анализ способен подтвердить работу зрения.

Теперь вспомним столь почитавшийся Шерлоком Холмсом дедуктивный метод и начнём шаг за шагом восстанавливать прошлое. Итак, аэросъёмка выявила в общих чертах, а магнитная съёмка уточнила характер рисунка: огромный овал, внутри него другой, отстоящий от первого метров на 70; в одном из "фокусов" этого внутреннего овала плотное ядро метров 250 в поперечнике. Это первая улика.

Все — и овалы, и ядро — не сплошные линии (как кажется с воздуха), а пунктирные, составленные из прямоугольных площадок разной площади — и в 600, и даже в 1000 м2. Расстояния между площадками составляют 50 — 70 м. Это вторая улика. Каждая из площадок, выявленных магнитометром, это два-три слоя обожженной глины в кусках, лежащие между "тенями" толстых стен. При этом на кусках нижнего слоя изредка попадаются отпечатки, напоминающие следы копыт, на кусках среднего — отпечатки полукруглых бревен — плах потолще (до 20 см в диаметре), на кусках верхнего — плашек потоньше (от 7 до 10 см). Между слоями жженой глины изредка попадаются черепки и разные орудия труда: топоры, скребки, долота, рыболовные крючки, веретена — все из камня. Это улика номер три.

Да, ещё одно: общее число площадок приближается к двум тысячам — 2000!

Неправда ли, кое-что по этим уликам можно вычислить, тем более, если добавить, что расстояние между "тенями" толстых стен колеблется между четырьмя и шестью метрами. Не нужно быть гением криминалистики, чтобы поняты люди жили в двухэтажных домах или, по крайней мере, в одноэтажных, но с используемым чердаком, ведь верхнее перекрытие тоньше и легче нижнего. Если внизу есть отпечатки копыт коров и свиней, то значит первый этаж служил хлевом. Если площадок так много, то и людей на Майданицком поле было очень много. Сколько?

Можно прикинуть. Если средняя площадь дома - метров 600, то даже если две трети этой площади не было занято жилыми помещениями, всё равно останется около 200 м2. Вряд ли обитатели Майданицкого могли позволить себе большую норму жилой площади, чем мы с вами: 10-12 м2 на душу. Значит, в среднем доме должно было проживать около 20 человек, а если перемножить 20 на 1000, считая, что не все дома были обжиты одновременно, меньше 20 тыс. жителей не получится.

Глава «Майданицкое поле» книги «Зарождение зодчества». Глазычев Вячеслав Леонидович. Стройиздат. Москва. 1983
Поселение в районе Майданицкого поля столь велико (большая ось внешнего овала почти 1800 м), что на рисунке (1) можно было показать не план, только схему плана. Судя по характерной для Трипольской культуры керамике (2) поселение нельзя датировать позже, чем серединой II тысячелетия до н.э.
Рис. 18. Поселение в районе Майданицкого поля столь велико (большая ось внешнего овала почти 1800 м), что на рисунке (1) можно было показать не план, только схему плана. Судя по характерной для Трипольской культуры керамике (2) поселение нельзя датировать позже, чем серединой II тысячелетия до н.э.
Размеры книги не позволяют проследить историю сооружений всех землевладельческих цивилизаций: если в Хараппе (долина Инда) возводили сложнейшей конструкции зернохранилища (II тыс. до н.э.), то о гражданских постройках Майя мы знаем больше из книг (на нашем рисунке — бог молодой кукурузы Юм Каакс), а о жизни индейцев североамериканских равнин повествует только керамика (изображение одомашненной индейки на сосуде племени Мимбрес).
Рис. 19. Размеры книги не позволяют проследить историю сооружений всех землевладельческих цивилизаций: если в Хараппе (долина Инда) возводили сложнейшей конструкции зернохранилища (II тыс. до н.э.), то о гражданских постройках Майя мы знаем больше из книг (на нашем рисунке — бог молодой кукурузы Юм Каакс), а о жизни индейцев североамериканских равнин повествует только керамика (изображение одомашненной индейки на сосуде племени Мимбрес).
Предметы, изображённые здесь рядом, принадлежат разным временам, но отображают волны одного движения на запад, начавшегося в III тысячелетии до н. э. Церемониальный бронзовый топорик из Луристана (Иран), примерно 1000 г. до н. э. (1); фламинго из разноцветного фетра — знаменитый Пазырыкский курган на Алтае (скифы V в. до н. э.), заметно отражающий контакт с культурой древнего Китая (2); глиняная модель (скорее всего, игрушка — в отверстие спереди вставлялась палочка) повозки, найденная в Керчи и датируемая примерно 600 г. до н.э. (3)
Рис. 20. Предметы, изображённые здесь рядом, принадлежат разным временам, но отображают волны одного движения на запад, начавшегося в III тысячелетии до н. э. Церемониальный бронзовый топорик из Луристана (Иран), примерно 1000 г. до н. э. (1); фламинго из разноцветного фетра — знаменитый Пазырыкский курган на Алтае (скифы V в. до н. э.), заметно отражающий контакт с культурой древнего Китая (2); глиняная модель (скорее всего, игрушка — в отверстие спереди вставлялась палочка) повозки, найденная в Керчи и датируемая примерно 600 г. до н.э. (3)

Но ведь это численность сегодняшних районных центров, это в несколько раз больше многих средневековых городов Европы и близко к крупному городу классической Греции.

И главное: неопровержимые свидетельства (тип керамики, типы инструментов) говорят о том, что Майданицкое относится к так называемой Трипольской культуре, возникшей где-то около 3000 г. и угасшей не позже 2000 г. до н.э. Подобного соединения чисел: III тысячелетие до нашей эры и население около 20 тыс. человек — не ожидал встретить никто.

Но продолжим расследование. Перекрытие было из дубовых плах, обмазанных глиной (найдены следы побелки и покраски) — и для чистоты, и для защиты от пожара. Посчитаем немного: 600 м2 это для простоты прямоугольник 30 x 20 (пять прижавшихся друг к другу длинных помещений шестиметровой ширины и длиной 20 м). Если рядом укладывать плахи диаметром 20 см и длиной 6 м, то на каждый погонный метр стены придется пять плах или два с половиной бревна (их раскалывали пополам с помощью каменных долот). Следовательно, на один лишь дом придется: 2,5 x 5 x 20 = 250 шестиметровых бревен. Если добавить к ним более тонкие жерди перекрытия над вторым жилым этажом, — на них, наверное, пошли тонкие концы стволов, — получится 250 деревьев на дом, А домов — около 2000. Значит, 250 x 2000 = 500000 деревьев.

Если учесть, что дубы и грабы растут довольно просторно, и на 1 га их не может быть больше 1000 стволов, то получается очевидная картина — строители Майданицкого свели полностью лес не меньше, чем с 50 га. На самом деле больше, ведь бывают и поляны. А если подсчитать площадь самого селения, то и получится что-то около 80 га. Иными словами, когда сюда пришли колонисты, здесь не было степи вовсе или по крайней мере полосы степи чередовались с густыми лесами — кстати, лес там и сейчас растет по балочкам.

Но ведь это в свою очередь означает, что нынешние колхозные поля в полном смысле слова созданы человеком 200 поколений назад. Больше того, дуб и граб растут не на черноземе, а на подзолистых почвах; площадки Майданицкого лежат под слоем чернозема на глубине примерно 80 см от поверхности. Известно также, что слой плодородной почвы нарастает при благоприятных условиях весьма неспешно: 1-1,5 см в столетие. Умножим эти полтора сантиметра на 50 веков — получится 75.

Выходит, что знаменитый чернозем украинских степей может вполне быть в известном смысле делом человеческих рук. Обитатели Майданицкого отодвинули к северу границу леса, а затем — когда они ушли, истощив удобренную золой бедную лесную почву, — начался долгий процесс самосева степных трав.

Было сказано: колонисты. Откуда они пришли? Если помните, в предыдущей главке говорилось о двух ветвях земледельческой колонизации. Но если в Англию проникла "африканская" ветвь, то сюда, на Украину — "малоазийская", давшая ответвление с Дуная на северо-восток. Подтверждений достаточно: на территории Румынии и на Днестре есть следы похожих, только меньших по размеру поселений. А здесь, в сердце Украины, аэросъёмка показала их около 300, да и то далеко не вся территория изучена. И ещё: и в Румынии и на Украине найдены глиняные модели домов той же культуры. Это очень тщательно вылепленные модели — в них не только схематически отображен тип дома; вылеплены очаг, алтарь семейного божества, горшки на полках и даже фигурка хозяйки, занятой перемалыванием зерна на каменной ручной мельнице. И на всей территории, по которой медленно двигались колонисты, найдены удивительно красивые глиняные сосуды, покрытые изысканным спиральным орнаментом (см. рис. 18.2):

Мы уже говорили о содержательности формы, о значимости каждого ее элемента. Но что означает несколько неожиданная при таких гигантских размерах форма Майданицкого? Что означает пустота внутри двойного овала? Это, разумеется, не площадь: 20 тыс. человек вполне удобно могут собраться на 1 га. Это не поле, но венком случае не главное поле — 20 тыс. человек не могут прокормиться с поля в 50 га, ведь урожайность хлеба никак не могла в те времена и в тех местах быть высокой. Это не огород — огороды явно располагались у домов, 70-метровый промежуток между овалами более чем достаточен для этой цели. И что значит плотное ядро, составленное из множества домов, довольно тесно прижавшихся друг к другу? Ответить на эти вопросы точно чет возможности, но из всех гипотез мне кажется наиболее разумной следующая.

Земли по Днестру истощились, людей становилось больше, Хлеба не хватало и вновь, в который уж раз надо было отселяться (примерно то же происходило в Греции тысячелетия спустя, только там колонии возникали за морем). Разведчики вернулись с хорошими вестями, и передовой отряд двинулся в путь, взяв с собой инструменты и запас зерна на посев и для прокорма. У нас нет доказательств — самые старые глиняные модели двухколесных повозок из курганов Калмыцкой степи относятся к 2000 г до н. э., но скорее всего груз везли на тележках волы: на плечах много не унесешь.

Колонисты выбрали сухой пологий холм, покрытый лесом — сюда не доползал холодный туман, стелющийся над речкой и долиной ручья. И первое, к чему они приступили после сооружения временных землянок, было расчистить огромное овальное поле, священное первое поле. Часть очищенных от сучьев стволов они стаскивали в одно место, где строительный отряд немедленно приступил к работе; сжигали на месте, чтобы земля была милостивее к ним.

Хотя время от времени появлявшиеся из лесу охотники-туземцы вряд ли казались серьёзной угрозой, лучше было всё же принять на всякий случай меры предосторожности. Поэтому и возникла плотная группа домов, между, внешними стенами которых легко было поставить деревянный палисад, и тогда все превращалось а настоящую крепость. И место для "городка" выбрано со знанием дела; не среди расчищенного поля (вполне возможно, что здесь был оставлен островок леса — роща, посвященная лесным божествам, чтобы те не гневались на гибель тысяч деревьев), но и не у самого края, чтобы между краем леса и "городком" было довольно пустого пространства и никто не смог бы подкрасться неожиданно.

К тому времени, когда священное поле готово было отдать людям первый урожай, к Майданицкому приближалась вторая волна колонистов. Обосновавшись вместе со "старожилами" в укрепленном городке, новоприбывшие принялись расчищать лес во все стороны от священного поля, разбивать новые поля на участии и строить новые дома. Поле-овал следовало оставить в неприкосновенности, и потому асе новые доме аккуратно выстроились по его краю. К этому времени стало ясно, что никакой угрозы нет, вполне вероятно, что туземцы частью ушли подальше, а частью присоединились к колонистам, умевшим так много делать нового и евшим тиной вкусный хлеб — если так было на территории Англии и Германии, то вполне вероятно, что так было и на Украине. Во всяком случае никаких мер обороны более не предпринималось — всякому понятно, что защитить такое поселение нет ни малейшей возможности, ведь тонкую цепочку можно разорвать в любом месте.

А затем подтянулся третий эшелон и возник второй овал. Семьи разрастались, и тогда к одному длинному дому пристраивался другой и третий. Отвоеванные у леса поля отодвигались все дальше, но всему есть предел. Рано или поздно земля должна была истощиться, а идти или тем более гонять волов дальше, чем на 6 — 8 км, нецелесообразно.

Тогда всё повторилось — вот почему найдено так мало орудий, их забрали с собой. А затем, прежде, чем покинуть место, где они прожили не меньше полувека, жители Майданицкого сами сожгли все дома. Мы не знаем, почему это было так важно, но сомневаться не приходится. Майданицкое не было разрушено врагом: остались бы инструменты, валялись бы везде наконечники стрел... Сами спалили все — когда археологи сделали метровую модель здешнего дома, сжечь обмазанные глиной перекрытия удалось только после того, как весь "дом" набили сухими щепками. Что было дальше? Жители подобных друг другу селений целую тысячу лет продвигались с юго-запада на северо-восток и восток, отжимая лес и оставляя после себя поле, нуждавшееся в отдыхе, и глинобитные стены, довольно быстро оплывавшие под дождем. Уже где-то около Киева (именно там село Триполье, именем которого назвали всю местную культуру) их городища смели волна кочевников-скотоводов, двигавшихся на запад с Урала и Алтая. Однако какой-то кочевой люд появился на сцене почти сразу же после того, как из Майданицкого ушла жизнь: когда лопаты рассекли пополам невысокий курган среди поля, можно было различить косые бледно-серые слои, легшие друг другу навстречу. Это означает, что не позднее чем через 15-20 лет насыпая курган над чьей-то могилой, пришельцы воспользовались ещё стоявшими стенами домов и, подрубив их с одной стороны, завалили внутрь, сэкономив силы.

И вот на долгие тысячелетия на бывших полях паслись только стада, но остался великий памятник — вся система расселения на огромной территории. Проезжаешь села, отстоящие одно от другого на 12-15 мм, и рядом, на околице, а то и под самым селом обязательно обнаружится поселение Трипольцев. Поменьше, чем Майданицкое (заметим, что большое современное село, частью сидящее на прежнем двойном овале, занимает гораздо меньшую площадь), в две, три, а то и пять концентрических кругов. От архитектуры жилищ сохранились едва заметные следы. Архитектура пейзажа сохранилась полностью, Три польская культура, вроде бы, исчезла, но не полностью. Разбежавшиеся жители огромный селений не смогли почему-то восстановить прежний образ жизни. Кольцо распалось, и отдельные крупные семьи больше не собирались вместе, но ведь это именно они принесли подсечное земледелие на место будущего Киева, будущих Владимира и Москвы. И маленькие сельские общины существовали здесь тысячи лет, пока где-то около VI в. к ним не присоединились новые переселенцы с Карпат, те, кого потом стали называть славянами.

Двигаясь по степным равнинам на юго-восток и восток, мы могли бы ещё и ещё находить древнейшие селения земледельцев — рядом с Хорезмом и Самаркандом. Но это не прибавило бы нам много нового. К тому же такого огромного селения, как Майданицкое (часть учёных даже готова назвать его "протогородом"), нам уже не встретить.

Поэтому мы ещё раз вернёмся к судьбам западной ветви колонизации Европы — там были сделаны те изобретения, которым предстояло большое будущее. Там впервые обнаружили, что дерево — первоклассный строительный материал.

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)