Архитектура народов майя

Глава «Архитектура народов майя» книги «Всеобщая история архитектуры. Том I. Архитектура Древнего мира». Автор: Е.Д. Квитницкая; под редакцией О.Х. Халпахчьна (отв. ред.), Е.Д Квитницкой, В.В. Павлова, А.М. Прибытковой. Москва, Стройиздат, 1970


Наиболее ранние памятники монументальной архитектуры народов майя относятся к рубежу нашей эры, т. е. к началу «классического периода». Майя «классического периода» занимали южную часть полуострова Юкатан, их города располагались в районах рек Усумасинта и Мотагуа; наиболее древние поселения находились несколько севернее (города Тикаль и Вашактун). Ряд колоний майя находились также на севере Юкатана.

Так же как на Мексиканском плоскогорье, города майя состояли из религиозно-административных центров, окруженных небольшими, построенными из дерева и плетня хижинами земледельцев. Центр города формировался из нескольких, окружающих площади, различных по времени возведения групп зданий, композиционно связанных между собой. Эти здания представляли собой в основном или храмовые пирамиды, или длинные, состоящие из двух рядов комнат сооружения, стоящие на высоких платформах. Ядро стен, пирамид и платформ состояло из щебня и земли, заливаемых известковым раствором. Облицовка делалась из камня или толстого слоя стука, который затем окрашивался в красный или белый цвет. Часто употреблялся ложный свод острого профиля, со стрелой подъема, равной высоте поддерживающих стен. В стенки свода заделывали деревянные или каменные затяжки. В ряде случаев употреблялось плоское перекрытие, в котором по деревянным балкам укладывался толстый слой щебня, пропитанного известковым раствором. Пе-ремычки над проемами были плоскими, деревянными или каменными.

Карта Центральной Америки
Карта Центральной Америки

Перед храмами ставились стелы, вначале, вероятно, деревянные, потом каменные, покрытые стуком или резные. Стелы ставились в честь какого-либо исторического или культового события с указанием даты, что дает возможность установить последовательность возникновения памят-ников и их датировку. На исходе «классического периода» (в конце IX — начале X вв.) в древних городах майя перестают возводить стелы. Это объясняется тем, что города были покинуты. Вероятно, причинами были истощение почвы подсечным земледелием, восстания изнуренного строительными работами населения, вторжение иноземных племен (тольтеков), эпидемии. Лишь небольшое количество городов на севере Юкатана было возобновлено, остальные, в северной половине полуострова, были основаны вновь.

Древнейшим и самым большим городом майя был Тикаль (VI в. до н. э.— VI в н. э.), расположенный в безводной долине, поросшей джунглями. Раскопанная центральная часть площадью около 16 км2 состоит из девяти больших групп зданий (рис. 14), занимающих искусственно выровненные возвышенности, между которыми врезаются три глубокие впадины. Группы связывают широкие мощеные дороги, идущие по насыпям, облицованным рваным камнем. Такие насыпи соединяли группы зданий и в других городах (Вашактун, Накум, Коба). На севере Юкатана дорога на насыпи протяженностью 100 км связывает два города: Кобу и Яшун. Около дороги был найден каменный каток, которым выравнивали щебеночное, политое известковым раствором покрытие дороги. Всего Коба имела шесть искусственных дорог, возвышающихся над землей на 0,6—2,4 м, шириной 4,5 м.

Тикаль: 1 — общий вид центра города и разрез по оси а—б, около 600 г.
Тикаль: 2 — храм II
Тикаль: 3 — храм V
Тикаль: 4 — многоэтажное здание
14. Тикаль: 1 — общий вид центра города и разрез по оси а—б, около 600 г.; 2 — храм II; 3 — храм V; 4 — многоэтажное здание

Для сбора дождевой воды в Тикале были устроены облицованные камнем резервуары.

Группы зданий города связывали не только дороги, Их соединяли общее всем им расположение сооружений по странам света и ориентация фасадов основных сооружений на фасады других главных зданий. Шесть больших храмов Тикаля обращены своими главными, содержащими большую лестницу фасадами, к главным фасадам ведущих памятников других групп. По-видимому, некоторая часть групп сооружений города (F, Q) включала только дворцы, построенные вокруг прямоугольных дворов. Наибольшее количество сооружений было сосредоточено близ больших пирамид, и дворцы около них, видимо, служили жилищами жрецов. Некоторые дворцы были многоэтажными (до пяти этажей), причем нижние этажи опирались на склоны холма. Помещения, обычно состоящие из двойного ряда комнат, были очень узкими, пролет перекрывающего их ложного свода равен толщине опоры. Свет проникал через дверные проемы. Задние комнаты были очень темными.

Башнеобразные, построенные по одной схеме храмы Тикаля являются самыми высокими в области майя (храм IV в группе D имел высоту до 70 м, основание 45-метровой пирамиды имело 58,7 x 53 м). Уступы пирамиды украшались понизу бороздой и изломами по углам, что зрительно облегчало громаду пирамиды и сообщало ее объему четкий ритм. На главном фасаде находилась широкая и очень крутая лестница без перил, на проступях которой едва умещалась ступня. Пользоваться такой лестницей, вероятно, было делом особого искусства. Лестница вела к храму, большому и импозантному снаружи, внутри же храма были одна-три маленькие темные и тесные комнаты, перекрытые ложными сводами. Так, единственная комната наиболее раннего храма V имела всего 4 x 0,8 м в плане (см. рис. 14). Так же как дворцы, комнаты освещались через дверь. Перемычки большинства дверей состояли из деревянных брусьев, покрытых сложной резьбой. Снаружи высоту святилища, приземистого, массивного, занимающего почти весь верх пирамиды, увеличивал громадный декоративный гребень. Для облегчения веса гребня в нем устраивались большие пустоты. Считается, что общая конфигурация храма восходит к жилой хижине, а ложный свод и высокий гребень являются имитацией соломенной крыши, под которой не было потолка. Перед каждым храмом Тикаля устраивались большие прямоугольные площади, на которых стояли резные стелы. Тикальимел и стадион, находящийся на севере группы С.

Для толпы народа, собравшейся для молебствия к блещущей стуком пирамиде, святилище было совершенно недоступно: крутизна склонов высокого основания, неудобная лестница и крайне малое помещение храма, рассчитанное на нескольких жрецов, исключали общение с тайнами святилища. Вознесенное на недосягаемую высоту, украшенное гребнем с устрашающими изображениями, святилище давало возможность лишь созерцать завешенную пестрой циновкой дверь, через которую вился дым курений. Идея исключительного, божественного могущества жреческой касты была воплощена здесь с предельной ясностью.

Вашактун: 1 - храм E-VII sub, около I в. н. э., план, фасад
Вашактун: 2 - астрономический комплекс группы E
15. Вашактун: 1 - храм E-VII sub, около I в. н. э., план, фасад; 2 - астрономический комплекс группы E

Пирамидальные храмы отличались большим разнообразием. Так храм Е — VII sub, около I в. н. э., на главной площади в Вашактуне представлял собой приземистую (8 м высоты), облицованную белым стуком пирамиду, по четырем сторонам которой находились лестницы, украшенные широкими балюстрадами с масками чудовищ (рис. 15). Симметричное построение делало равноценным для зрителя каждый фасад здания и предполагало создание открытого пространства не только перед пирамидой, как в Тикале, но и со всех сторон ее. Подобные пирамиды встречаются реже, чем пирамиды с одной осью симметрии, однако небольшие пирамиды с лестницами по всем четырем сторонам были обнаружены и в Тикале.

В той же группе Е в Вашактуне замечателен астрономический комплекс из четырех храмов (см. рис. 15), расположенных таким образом, что они фиксируют переломные положения времен года (летнее и зимнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие). Подобные же комплексы в других городах майя (между городами Рио Бек и Ишкуном их насчитывается 18) свидетельствуют о развитии необходимых для земледелия астрономических наблюдений и их связи со жреческой кастой.

Копан, VIII в. общий вид
Копан, VIII в. Генеральный план центра города: а — Главная площадь; б — Средняя площадь; в — площадь Лестницы иероглифов; г — Западная площадь; д — Восточная площадь
16. Копан, VIII в. Генеральный план центра города и общий вид: а — Главная площадь; б — Средняя площадь; в — площадь Лестницы иероглифов; г — Западная площадь; д — Восточная площадь

Одним из выдающихся городов был Копан, возникший на берегу реки, среди гор — самый южный культовый центр майя «классического периода». Город пережил девять перестроек, самый последний слой относится к VIII — началу IX в. Постройки облицованы блоками зеленоватого туфа, несовершенство кладки скрывал слой известковой штукатурки. В состав города входят кроме главной 16 групп монументальных построек, иногда значительно удаленных от нее (так, одна из них отстоит от главной группы на 11 км). Главная группа состоит из расположенного на холме высотой 40 м акрополя и подходящей к нему с севера огромной, более низкой платформы, культовые сооружения кото¬рой образуют три большие открытые площади (рис. 16). Ансамбль простирается по берегу реки, размывшей оформленный в виде ступеней склон холма, несущего акрополь.

Построение ансамбля свидетельствует о замечательном понимании майя принципов организации больших, предназначенных для многолюдных сборищ пространств с помощью простых по общим контурам объемов. В отличие от Тикаля сооружения Копана теснее связаны между собой. Их части являются взаимным продолжением и, как правило, не мыслятся одна без другой. Храмы не имеют декоративных гребней, подобных гребням храмов Тикаля, святилища построены на более низких пирамидах.

С севера посетителя встречала Главная площадь, по-видимому, место собрания племени. Она была с трех сторон окружена ступенчатыми местами для зрителей и украшена многочисленными резными стелами и алтарями. С нее в южном направлении открывалась далекая перспектива со стадионом на первом плане и величественными храмами акрополя на втором. Покрытый богатым декором — стадион был хорошо виден со ступеней у подножия двух храмов и с огромной 90-метровой ширины лестницы, ведущей на акрополь с нижней платформы. В отличие от святилищ Тикаля святилища симметричных храмов стадиона имели развитые интерьеры. Стадион и лестница на акрополь фланкировали площадь Лестницы иероглифов. Лестница иероглифов принадлежала храму 26 (756 г.) и вела к однокамерному святилищу на вершине пирамиды. Каждый подступенок, содержащий 63 ступени лестницы (ширина 8 м), имел надпись из иероглифов (всего в надписи было около 2,5 тыс. знаков). Это самая длинная, вырезанная из камня надпись майя. Подобные надписи встречаются на ступенях храмов городов Иашчилан и Наранко. По бокам лестницы тянулись балюстрады с резными изображениями змей и сов. Через каждые 10—12 ступеней, посередине лестницы, как стражи подступов к храму, возвышались сидящие двухметровые статуи жрецов. У подножия лестницы находятся резной алтарь и стела. По южной стороне пирамида 26 примыкала к акрополю и сливалась с ним.

Группу сооружений акрополя со стороны северной большой платформы возглавлял храм 11 (756 г.), у подножия которого находилась широкая лестница. Массивное, богато украшенное резьбой святилище, видимо, было двухэтажным; в толще стен его, прорезанных узкой галереей, были размещены небольшие камеры. Главный, северный фасад и оба боковых имели входы.

Над сооружениями акрополя доминировала пирамида 16, выходящая на обе его (Западную и Восточную) площади. По построению она имела много общего с пирамидой 26. Ее уступы продолжались в уступах храма 11, замыкая Западную площадь с севера и востока. По другим сторонам площадь окружали второстепенные здания. Восточную площадь, еще более замкнутую и изолированную, по трем сторонам огибали широкие лестницы, из которых наиболее значительна лестница Ягуаров на западной стороне. Северную сторону Восточной площади венчал обращенный к ней храм 22 (771 г.), посвященный, видимо, планете Венере. Храм в изобилии был украшен скульптурой, вход был сделан в виде разверстой змеиной пасти. Вместе с двумя другими меньшими святилищами на той же ступенчатой платформе храм 22 со стороны расстилавшейся с севера низины композиционно уравновешивался с храмом 11. Центром открывающейся с низины панорамы акрополя был находящийся между храмами 11 и 22 храм 26. На продолжении его ступеней покоились храмы группы 22. Обилие лестниц, окружающих площади, объясняется тем, что они использовались в качестве мест для зрителей.

Паленке, VII в. 1 — генеральный план центра города
Паленке, VII в. 2 — план дворца
Паленке, VII в. 3 — башня дворца, разрез Паленке, VII в. 3 — башня дворца, общий вид
Паленке, VII в. 4 — храм Солнца, фасад, разрез и план
17. Паленке, VII в. 1 — генеральный план центра города; 2 — план дворца; 3 — башня дворца, разрез и общий вид; 4 — храм Солнца, фасад, разрез и план

Другим городом майя, также располо-женным в речной долине, является Паленке (VII—VIII вв.). Культовые постройки города представляют собой наиболее изящные произведения майя «классического периода». Памятники Паленке далеки и от первобытной тяжести сооружений Тикаля и от пышного великолепия Копана. Главную группу зданий Паленке пересекает небольшой горный ручей Отолум, заключенный в сводчатый туннель. С запада от него расположена дворцово-храмовая площадь, с востока — прямоугольная площадь, окруженная храмами (рис. 17). Окрестности Паленке богаты известняком. Сооружения построены из уложенного в раствор щебня, облицованного небольшими кусками камня, покрытых стуком.

Храмы (8 в главной группе) построены по однотипной схеме. Вершину невысокой ступенчатой пирамиды с лестницей венчало святилище, украшенное декоративным гребнем. Помещения были более просторными, чем в Тикале, а стены сравнительно тонкими. Таким образом, массивность храмов Тикаля объясняется не только неопытностью строителей, но и требованиями идеологического воздействия. По продольной оси святилище пересекала стена, на которую опирался гребень. Главный фасад прорезан широкими дверными с деревянными перемычками проемами. За дверью про-дольной стены находился полутемный тайник — небольшая камера, перекрытая деревянным накатом и украшенная особо тщательно исполненным стуковым барельефом. Столбы главного фасада были сравнительно тонкими, благодаря чему он имел вид портика. Над портиком и над остальными наружными стенами тянулись широкие наклонные, почти параллельные внутренним поверхностям ложных сводов плоскости, образующие усеченную пирамиду. Наклон был необходим в условиях изобилующего ливнями климата. Гребень, значительно больше, чем в Тикале, облегченный пустотами, не был особенно высоким. Все святилище, включая гребень, было покрыто удивительно тонко выполненным резным стуком. Сооружения отличаются гармоничным построением, точно и убедительно найденными пропорциями.

Три храма Паленке были одновременно гробницами жрецов и вождей. Гробницы располагались внутри пирамиды, и храмы, вероятно, были посвящены культу умерч шего. Уцелело только захоронение храма Надписей (первая половина VII в.), выходящего на площадь перед дворцом. Сводчатая камера в основании пирамиды со стенами, украшенными замечательными стуковыми рельефами, содержала саркофаг. К камере от внутреннего помещения храма вела перекрытая отрезками горизонтальных ложных сводов двухмаршевая лестница, закрытая огромным камнем. Перед камерой находился каменный ящик с останками принесенных в жертву шести юношей — явление необычное у майя; регулярные человеческие жертвоприношения появились у них лишь с приходом тольтеков. Камера была закрыта массивной треугольной каменной плитой. Проход к саркофагу после обряда погребения был целиком забит крупными камнями и щебнем. От саркофага вдоль одной из стен хода к полу святилища шел квадратный в сечении канал для «переговоров» с душой умершего. Использование пирамиды в качестве погребального сооружения не было правилом у майя. Содержащие погребения пирамиды Паленке и некоторых других городов отражают лишь одну из сторон сложного культа древних земледельцев.

Помещения дворцовой группы Паленке, неоднократно перестраиваемой, объединялись вокруг двух больших (на севере) и двух малых дворов. Вероятно, северная часть была занята правителем, южная — челядью и гарнизоном. Комплекс располагался на высокой (высота 10 м) платформе и был окружен стеной с воротами, к которым с севера подводили две лестницы. Так же как в храмах, продольная стена делила каждый примыкающий к двору блок на два ряда сводчатых комнат. Оба ряда освещались через двери, перекрытые деревянными перемычками. Простенки были богато украшены стуковыми рельефами. Некоторые стены сохранили следы фресок. Наиболее совершенные фрески «классического периода» сохранились в Бонампаке, где они покрывают стены и своды здания 1 (около 800 г.). Фрески отличаются динамичностью рисунка, прекрасно подчеркивающего плоскость стены. Отдельные персонажи сцен битвы, жертвоприношения, торжественных процессий и быта правителя четко читаются и составляют красочный и ясный узор. Художник не знал перспективы, однако ему удалось создать сложное по композиции, законченное произведение.

Дворец Паленке отличался благоустройством: вода к нему подводилась из Отолума подземным акведуком, вблизи башни находилась паровая баня и уборные.

Башня в одном из малых дворов, редкий в архитектуре майя пример многоэтажного сооружения. Башня была четырехъярусной, нижний ярус — сплошной. Коридорообразные помещения остальных ярусов перекрыты сводами. В верхнем этаже найден трон: башня была сооружена для целей представительства. Лестницы проложены в каменном ядре башни. Неподалеку от дворца находился стадион для игры в мяч.

Йашчилан. Храм 33, около 500 г. Фасад, план, разрез
18. Йашчилан. Храм 33, около 500 г. Фасад, план, разрез
Шпухиль. Здание I, IX в. План, фасад
19. Шпухиль. Здание I, IX в. План, фасад

Городом, в котором нашли выражение принципы построения культовых построек Тикаля и наметились основные черты храмов Паленке, является Йашчилан (VI в.). Он расположен на берегу Усумасинты и, так же как в Тикале, его здания разделены лощинами. Культовые здания отличает та же, что и в Тикале, монументальность, однако платформы не так высоки. Храм 33, около 500 г. (рис. 18), представляется массивным вариантом храмов Паленке. Декоративный гребень нагружает не стену, а замок свода, что, вероятно, объясняется стремлением создать возможно более симметричное здание.

Города, лежащие к северу от наиболее ранних городов майя, относятся к концу «классического периода». Группы их объединяются характерными чертами и носят название местности, вблизи которой расположены.

Группа Рио Бек находится по отношению к Тикалю ближе остальных и состоит из небольших городов. Сооружения отличает высокая техника обработки камня. Фасады облицованы тонкими каменными пластинками. Памятники монументальной архитектуры характерны соединением дворцовых и храмовых черт. Наибольший интерес представляет здание 1 (IX в.) из Шпухиля (рис. 19). Среди галерееобразных освещенных дверными проемами симметрично расположенных сводчатых комнат возвышаются три также симметрично поставленные башни (в некоторых городах были две башни). Башни близки к башнеобразным храмам Тикаля, однако отличаются не только значительно меньшей высотой (около 16 м), но и отсутствием внутренних помещений в святилище. Лестницы, украшавшие башни по главному фасаду, со скульптурными вставками среди ступеней, как в Копане, не могли быть использованы, так как на проступи нельзя было поставить ногу. Они оканчивались у глухих ниш, изображавших двери. Ниши помещались среди пышного декора (дверь — пасть чудовища). Башни были огромными декоративными добавлениями к помещениям дворцового типа и, видимо, служили символами святости того места, где стояли.

Возможно, что на создание общей композиции Шпухиля повлияло возникшее в середине «классического периода» здание III в Калакмуле (VII в.), в котором наличествует симметричная трехчастная группировка из 12 помещений, включающих три несущие гребни башни. Однако здесь башни имеют комнаты, и здание лишено декоративной орнаментики.

Наиболее значительная группа городов конца «классического периода» находится в районе местности Пуук. Поселения расположены на холмистой, изобилующей известковыми отложениями безводной местности. Вода во время ливней собиралась в вырубленных в камне и покрытых штукатуркой резервуарах. Строители Пуука выработали новые элементы конструкций, композиции фасадов и компоновки объемов сооружений в сравнении с архитектурой других районов. Вместо облицовки стуком строители Пуука, так же как и строители Рио Бек, применяли сравнительно тонкие плиты облицовочного камня (однако некоторые плиты достигали 90 см в длину). В отличие от Рио Бек пластины одевали иные по структуре фасады. Здания представляли собой блокообразные сооружения дворцового типа. Пластины группировались в сложные переплетения геометрического и зооморфного орнамента, украшавшего верхние участки строений. Исключение составляет здание Кодц-Поп в Кабахе, каменные мозаики которого покрывают весь фасад (рис. 20). Для расчленения проемов применялись прямоугольные и круглые в плане столбы. Иногда фасады украшались тонкими, тесно стоящими полуколоннами (дворцы в Сайиле и Лабне).

Кабах. Дворец Кодц-Поп. Часть фасада
20. Кабах. Дворец Кодц-Поп. Часть фасада
Эцна. Главная пирамида, VII—VIII вв. Разрез, план, фасад
21. Эцна. Главная пирамида, VII—VIII вв. Разрез, план, фасад
Ушмаль, около 1000 г. Фрагмент пирамиды Волшебника Лабна. Триумфальная арка
22. Ушмаль, около 1000 г. Фрагмент пирамиды Волшебника; женский монастырь, общий вид; генеральный план центра города 23. Лабна. Триумфальная арка
Ушмаль, около 1000 г. Женский монастырь, общий вид; генеральный план центра города
Ушмаль. «Дворец Губернатора», около 1000 г.

Храмовые пирамиды возводились в значительно меньшем количестве и имели так называемое камерное построение. Святилище наиболее ранней для данной местности Главной пирамиды в Эцне (VII—VIII вв.) кажется стоящим на многоэтажном основании, так как ступени пирамиды имели сводчатые галереи, двухрядные в нижних и однорядные в верхних ярусах (рис. 21). На платформы, имеющие вид этажей с проемами, образованными столбами и колоннами, ставились и дворцы (дворец в Сайиле, до 1000 г.). Декоративный гребень святилища храма в Эцне имеет вид пластины, толщина которой равна толщине опорной стены. Такие гребни получают и здания дворцового типа. Фасады с подобными гребнями называются «летящими».

Среди городов группы Пуук городом с наиболее выдающимися и оригинальными памятниками является Ушмаль (рис. 22). Его здания обнаруживают ряд черт, общих не столько с архитектурой майя, сколько с зодчеством древней Мексики. Основное место в создании монументального центра Ушмаля занимают не храмы, а здания дворцового типа. Их точное назначение неизвестно. Как и здания Митлы, они без видимой системы расположены на значительном удалении одно от другого. Возможно, что исчезнувшие к настоящему времени деревянные постройки дали бы почувствовать эту систему яснее. К ведущим сооружениям города принадлежат: пирамида Старухи — самое раннее здание комплекса, дом Голубей, дворец Губернатора, пирамида Волшебника с Женским монастырем, дворец Черепах со стадионом и Северная группа. Все дворцы Ушмаля состоят из двух рядов сводчатых комнат. Дом Голубей, вероятно, наиболее раннее здание дворцового типа. Он состоит из трех прямоугольных, окруженных свободно стоящими блоками дворов, приближающихся по общей компоновке к дворам Монте-Альбана и Митлы и не встречающихся нигде в области Пуук. К среднему двору примыкает храмовая пирамида. Соединение двора с пирамидой повторяется и в более поздней группе Женского монастыря и 30-метровой пирамиде Волшебника (главного храма поселения). Женский монастырь, состоящий из четырех, вознесенных на высокие платформы зданий, создавался не сразу. Судя по пролету сводов и величине отдельных комнат наиболее ранним был северный корпус, обладающий самыми небольшими помещениями. Он находится на самой высокой (5,4 м высоты) платформе, украшенной «камерными» выступами, и имеет самый богатый и сложный декор. Уступчатые гребни фасада подчеркивают монотонную разбивку проемов. Позднее построенный южный корпус с лестницей во всю ширину фасада имеет в центре ложную арку, украшенную значительно богаче, чем арки дома Голубей. Арка над колоссальной лестницей представляется триумфальным входом к северному корпусу монастыря. Майя Пуука сооружали и настоящие триумфальные арки, каковыми являются отдельно стоящие сооружения Лабны (рис. 23) и Кабаха, вероятно, используемые при торжественных процессиях. Восточный и западный корпуса Женского монастыря были построены еще позднее, чем южный корпус, и образовали законченный ансамбль, включивший окруженный ступенями двор. Единству построек двора не препятствует различное количество и компоновка проемов и различный декор широкого карниза. Постепенное увеличение пролета проемов к центральному проему практиковалось и раньше (дворец Паленке).

Еще более совершенным, чем Женский монастырь, является более поздний дворец Губернатора. Дворец стоит на платформе высотой 15,5 м. Он представляет собой блок размером 99,2 x 12,4 м, включающий 24 комнаты. Фасад дома пронизывают не одна, как в Женском монастыре, а две арки, благодаря сильным отступам более органично включенные в декор фасада. Группировка проемов ясно дает почувствовать и ось симметрии сооружения, и акценты арочных проемов. Мозаика карнизов состоит примерно из 20 тыс. камней. Ее выпуклый и сложный рисунок, состоящий из сочетания геометрических и зооморфных форм, и построение профилей наиболее полно среди аналогичных сооружений соответствуют ослепительному тропическому освещению. Если храмы Паленке представляются вершиной мастерства культовых зданий майя, то дворцы Ушмаля — наивысшим достижением светской архитектуры.

Чичен-Ица. 1 — генеральный план центра города, XIII в.
Чичен-Ица. 2 — Караколь, XI в.
Чичен-Ица. 3 — Кастильо, XI—XII вв.
Чичен-Ица. 4 — большой стадион, XIII в.
Чичен-Ица. 5 — храм Воинов, XIII в.
Чичен-Ица. 6 — Меркадо, XIII в.
24. Чичен-Ица. 1 — генеральный план центра города, XIII в.; 2 — Караколь, XI в.; 3 — Кастильо, XI—XII вв.; 4 — большой стадион, XIII в.; 5 — храм Воинов, XIII в. ; 6 — Меркадо, XIII в.
Чичен-Ица. 1 — фрагмент колоннады Меркадо, XIII в. Чичен-Ица. 2 — Караколь, XI в.
Чичен-Ица. 3 — вход в святилище храма Воинов, XIII в. Чичен-Ица. 4 — Кастильо, XI —XII вв.
25. Чичен-Ица. 1 — фрагмент колоннады Меркадо, XIII в.; 2 — Караколь, XI в.; 3 — вход в святилище храма Воинов, XIII в.; 4 — Кастильо, XI —XII вв.

Близко по стилю к группе Пуук стоят здания к югу от нее (группа Ченее) и здания дотольтекского периода Чичен-Ицы к западу от Пуука (рис. 24). В Чичен-Ице постройки стиля Пуук расположены к югу от основной храмовой группы. Наиболее своеобразен среди них круглый храм Караколь (улитка) — обсерватория (12,3 м высоты), к верхней камере которого в толще здания проложен закручивающийся, как спираль улитки, ход. Отверстия в его стенах отвечали годовым переломным точкам. Своды двойного кольца коридоров внизу башни выполнены в технике, характерной для стиля Пуук. Внешний свод — самый высокий у майев. Также характерны для стиля Пуук и орнаментальные украшения: над каждой дверью помещены мозаичные маски.

Архитектура майя периода завоевания тольтеков и доиспанского завоевания имеет ряд характерных особенностей. Мексиканские чужеземцы появились на Юкатане около 1000 г. Вновь отстроенным центром завоевателей была Чичен-Ица. В XIII в. столица была перенесена в Майяпан, ставший во главе объединенных племен майя. Около 1450 г. союз распался, и вся населенная майя область, занимавшая северную часть Юкатана, распалась на ряд самостоятельных городов. Таким образом, рассматриваемый период делится на два этапа: 1) майя тольтекского периода X—XIII вв. и 2) майя послеоккупационного времени, продолжающегося до завоевания Юкатана испанцами (1544 г.).

Население безводных известняковых равнин Юкатана собиралось около впадин, в которых скапливалась дождевая вода или проступали подземные источники. Около двух естественных колодцев группируются постройки Чичен-Ицы (рис. 24 и 25). Из южного колодца брали воду для повседневных нужд. Северный колодец считался священным. К нему примыкала главная группа зданий тольтекского периода. Он представлял собой глубокую яму, в которую во время народных бедствий (голод, засуха, эпидемии) в качестве жервоприношения бросали не только вещи, но и юношей и девушек. С главной группой зданий колодец связывала прямая насыпь 300 м длины, 6 м ширины, 1—4,5 м высоты.

Здания главной группы возникли не в одно и то же время и несколько раз перестраивались. Несмотря на это, вся группа четко композиционно слажена. Центральным зданием, определившим ориентировку остальных сооружений, является пирамида Кастильо — храм Кукулькана (XI—XII вв.), посвященный заимствованному из Мексики культу змеи Кецалькоатля. Внутри пирамиды находится более ранний храм, вход в который также обращен к Священному колодцу. Более поздняя пирамида, в отличие от более ранней, имеет широкие, поставленные по всем четырем сторонам сооружения лестницы, так же как раннеклассическая пирамида в Вашактуне. Симметричное построение усиливало ее роль ключевого, открытого по всему периметру к окружающему пространству площадей здания ансамбля. Внушительные размеры храма также свидетельствуют о его значении.

Девять уступов пирамиды имеют профилировку, напоминающую профили зданий Центральной Мексики, где она сводилась к нижней наклонной и верхней вертикальной части. Правда, в Кастильо Чичен-Ицы верхняя часть имеет небольшой наклон — тонкость, которая вместе с закругленными углами пирамиды придает особую обтекаемость общей форме. Каждый уступ декорирован зубчатыми выступами, имеющими близкие аналогии в платформах Монте-Альбана. Количество декоративных зубцов каждой полосы остается постоянным, благодаря чему усиливается эффект перспективного сокращения (см. рис. 24), высота пирамиды иллюзорно повышается. Элементы более ранних архитектур получили новое, более высокое качество.

Венчающее пирамиду квадратное в плане святилище имеет четыре входа, соответствующих подходившим лестницам, однако только вход, обращенный к Священному колодцу, вел к целле. Он имел вид массивного портика, образованного такими же, как в Центральной Мексике, «змеиными» колоннами. Основание святилища имело, подобно мексиканским сооружениям, наклонную часть. Перекрытое ложными сводами, опирающимися на сравнительно тонкие стены, оно не имело «летящих» фасадов зданий более ранней, южной Чичен-Ицы.

С запада, параллельно Кастильо, тянется состоящая из четырех рядов колоннада. Она была построена одновременно со скрытой в основании Кастильо пирамидой и, вероятно, служила для размещения знати во время торжеств. Стройная, широко простершаяся колоннада явилась прекрасным фоном для четкой, собранной формы пирамиды. Впоследствии северный конец колоннады был перестроен, здесь на низкой уступчатой платформе был построен храм Чакмооль и круглые колонны перед его фасадом были заменены на квадратные. Храм Чакмооль, одновременный Кастильо, в свою очередь был включен в платформу храма Воинов (XIII в., назван по изображениям воинов на фресках и рельефах), так же как Кастильо, посвященного Кукулькану. С главного пути, от Священного колодца, храм Воинов представлялся мощным фланкирующим акцентом пирамиды Кастильо, несколько выдвинутым вперед нее. Храм Воинов подчинен главному сооружению ансамбля: он меньше Кастильо и обращен к нему фасадом, лестница к святилищу, скрытая в колоннаде (прием центральной Мексики), является продолжением колоннады, охватывающей Кастильо.

Вход в святилище храма Воинов подобен главному входу в храм Кастильо, его также разделяют змеиные колонны, сохранившие следы раскраски (см. рис. 24). Святилище храма Воинов более развито, чем святилище храма Кастильо и представляет собой усложненный вариант святилища Чакмооль. Оно состоит из двух камер, своды которых поддерживают колонны. Святилище храма Воинов, по-видимому, служило для многолюдных торжеств. Его переднюю обширную камеру-вестибюль делят тесно поставленные квадратные столбы. Во второй камере, похожей на тронный зал, столбы поставлены реже, как бы давая место для более парадной церемонии. В це¬лом святилище напоминает храм северной пирамиды в Толлане (см. рис. 5).

С юга к храму Воинов примыкает построенная несколько позднее Группа тысячи колонн, колоннады которой с трех сторон окружают площадь, вероятно, служившую рынком. Подобные колоннады, свидетельствующие об овладении принципами не только объемного, но и пространственного воздействия архитектуры, имеются и на площадях Центральной Мексики.

На южной стороне площади находится здание Меркадо (XIII в.), возможно, служившее зданием суда. Оно состоит из большого квадратного перистильного двора (подобные дворы имеются и в архитектуре Мексики), на фасаде которого расположен длинный портик, состоящий из чередующихся квадратных и круглых опор. Стены здания имеют традиционное наклонное основание.

В западной части ансамбля главной группы самый большой (163,5 x 67,5 м по наружному обходу) из семи стадионов Чичен-Ицы (XIII в.) уравновешивал храм Воинов. Огромная игровая площадка была ограничена по продольным сторонам массивными вертикальными стенами, на верхние площадки зрители поднимались по лестницам сзади стен. По серединам отвесных стен были сделаны огромные каменные кольца, через которые наиболее удачливые игроки посылали каучуковый мяч. По коротким сторонам стадиона, над более низкими стенками, также служившими местами для зрителей, возвышались два храма. Наиболее пышный храм — храм Ягуаров (ягуары изображены на рельефах храма) на восточной продольной стене был обращен к игровой площадке. В отличие от двухчастных фасадов Пуука здесь фасад разделен на четыре полосы, сложный декор которых гармонирует с приземистыми пропорциями святилища и с массивными «змеиными» колоннами входа.

Примерно одновременно с главным стадионом был построен ряд небольших ритуальных платформ перед Кастильо. Среди них выделяется платформа Черепов (украшена рельефами, изображающими черепа), на которую водружались головы принесенных в жертву людей. Культ человеческих жертвоприношений, состоящий в том, что на каменном жертвеннике перед святилищем из рассеченной груди военнопленного или раба вырывали сердце, широко распространился после завоевания.

Служившие оправой для подобного рода зрелищ, здания Чичен-Ицы, однако, свидетельствуют о большом прогрессе архитектуры в сравнении с искусством классического периода майя. Сооружения не только обогащаются новыми деталями,ной получают развитые интерьеры. Появляются новые пространственные формы, дополняющие типы храмов, воздействующие с помощью наружного объема, благодаря чему более гибким и насыщенным становится все построение ансамбля.

Живописно расположенный ансамбль строится на гармоничном противопоставлении массивных, величественных храмов и просторных площадей, обрамленных колоннадами. Сложный, раскрашенный декор храмов иллюстрирует мифологию древних народов. Детали декора становятся ясными лишь после того, как приближающийся к святилищу перестанет улавливать общую форму храма, величие и могущество божества представляется в новой форме.

Майяпан; Кастильо, XIII в.; фасад и план
Чичен-Ица. Храм Ягуаров, XIII в.; фасад
26. Майяпан; Кастильо, XIII в.; фасад и план; Чичен-Ица. Храм Ягуаров, XIII в.; фасад
Тулум. Общий вид культового комплекса, после XIII в.
Тулум. Храм Фресок, IX—XIII вв., план, разрез
27. Тулум. Общий вид культового комплекса, после XIII в.; храм Фресок, IX—XIII вв., план, разрез

Более поздний период объединения племен не ознаменовал собой прогресс в развитии архитектуры. Окруженный оборонными стенами Майяпан в своих немногочисленных монументальных постройках явился лишь невыразительным подражанием Чичен-Ице. Главный храм Кастильо (XIII в.) является уменьшенной и упрощенной копией главного храма Чичен-Ицы (рис. 26). Место каменной облицовки занял стук.

Другим городом, в котором отразилась майянская фаза архитектуры, является Тулум (рис. 27). Изгнанные из своей бесплодной родины тольтеками жители Пуука осели на востоке Юкатана, и Тулум был одним из населенных ими пунктов. Затем, около XI—XII вв., здесь правили тольтеки. После XIII в. появилась архитектура, носящая майянские черты. Город находился на неприступном скалистом берегу моря. Его центр имел примерно прямоугольные очертания (165 x 386 м) и был окружен каменной стеной 3—4,5 м высоты, 6 м толщины с пятью воротами. Главный храм — храм Фресок (стены здания имели росписи) содержит в основании гробницу классического периода. Он представляет собой трехъярусное с огромной лестницей по фасаду здание, скомпоновавшееся в результате трех перестроек. В храме воплотились черты сменившихся на этой территории архитектурных направлений. Соединение традиций не было плодотворным. В Тулуме нет ни стройной организации больших ансамблей, ни особых композиционных до-стоинств в построении зданий.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для предотвращения попыток автоматической регистрации