Древняя архитектура Южной Америки (Центральных Андов)

Глава «Архитектура Южной Америки (Центральных Андов)» книги «Всеобщая история архитектуры. Том I. Архитектура Древнего мира». Автор: Е.Д. Квитницкая; под редакцией О.Х. Халпахчьна (отв. ред.), Е.Д Квитницкой, В.В. Павлова, А.М. Прибытковой. Москва, Стройиздат, 1970


Наиболее развитыми в экономическом и культурном отношении областями Южной Америки до испанского завоевания были районы, соответствующие современным государствам Колумбии, Эквадору, Перу, Боливии и северному Чили. Известные к настоящему времени произведения монументальной архитектуры древней Колумбии сводятся к нескольким подземным гробницам между реками Магдалена и Каука и примитивным святилищам Сан-Августина. Население жило в деревянных хижинах (не сохранились). В силу этого архитектура Колумбии не рассматривается. Рассмотрению подлежит в основном архитектура Центральных Андов, т. е. древнее зодчество Перу, в которое входит архитектура плоскогорья и Тихоокеанского побережья, и древняя архитектура Боливийского плато. От Эквадора до Чили Центральные Анды простираются полосой свыше 1500 км длины и 75—350 км ширины. Центральные Анды отделяют от Южного Эквадора несколько сотен километров поросших лесом гор и пустынного побережья, на востоке — тропические леса верхней Амазонки, на юге — пустыня Атакама.

Карта Перу
Карта Перу

К III тысячелетию до н. э. относится появление на побережье земледелия (хлопок, маис). Вначале общинники-земледельцы жили в небольших разбросанных поселках, позднее, с развитием классового общества, в IX—III вв. до н. э. возникает первая большая цивилизация Чавин, оставившая монументальные комплексы в гористых и равнинных областях. В IV в. до н. э.— X в. н. э. происходит быстрое развитие и распространение великих цивилизаций на Тихоокеанском побережье (береговая полоса имеет 30—50 км ширины), вызвавших появление больших религиозно-административных комплексов. Эти цивилизации разделяются на три группы: 1-я в северном Перу — цивилизация Мочика, 2-я в центре Перу — цивилизация Лимы, 3-я на юге — цивилизация Наска. В X—XII вв. цивилизации побережья были подавлены тиахуанакскими пришельцами, явившимися из внутренних, горных областей. Тиахуанакская цивилизация развилась в районе озера Титикака (период расцвета VIII— XI вв.). В XIII—XV вв. вновь первенствующее положение занимает цивилизация побережья — цивилизация Чиму, занявшая место цивилизации Мочика. С 1470 г. Чиму и вместе с ним огромные территории, охватывающие современный Эквадор, Перу, Боливию и часть Чили, завоевывают инки, господствующие вплоть до испанского завоевания (1533 г.).

В отличие от Центральной Америки в Центральных Андах была известна бронза. Более высокого уровня достигло ткачество, вырабатывались хлопковые и шерстяные ткани. Земледелие велось с помощью ирригационных систем на низменном океанском берегу и на искусственных террасах по склонам гор. В Центральных Андах значительно раньше, чем в Центральной Америке, появились охватывающие большие территории государственные образования.

Прибрежные и нагорные области Центральных Андов различаются не только природными условиями и способами веде¬ния земледелия, но и строительными материалами: на побережье, где почти не выпадает осадков, для монументального строительства употреблялся кирпич-сырец (адобы), в горах — камень, рваный на глиняном растворе или тесаный, укладываемый насухо. Более высокое техни¬ческое совершенство кладки из тесаного камня не соответствовало, однако, более низкому качеству архитектуры в сравнении с Центральной Америкой. Строители Центральных Андов не создали пространственных комплексов, равных комплексам Мексики и Юкатана.

Основное распространение стиля Чавин соответствует границам современного перуанского департамента Ансаш. Однако и до распространения культуры Чавин район был густо населен. Так, например, в долине реки Чикама с 2500 до 1200 гг. до н. э. существовало поселение, жители которого обитали в круглых и квадратных помещениях, причем начиная с 2000 г. до н. э. жилища выкапывались в культурном слое, оставленном предыдущими поколениями. Вблизи находится другое поселение, в котором дома были построены из цилиндрических адобов на глиняном растворе.

Серро Сечин. Храмовая платформа, IX в. до н. э. Реконструкция общего вида и детали фасада
28. Серро Сечин. Храмовая платформа, IX в. до н. э. Реконструкция общего вида и детали фасада

Стиль Чавин именуется по месту Чавин де Уантар, одному из центров развития этой культуры. Наиболее ранним поселением Чавин является Серро Сечин. Серро Сечин расположен на гранитном издавна укрепленном холме у слияния рек Сечин и Мошеке. Жилища и храмовые платформы были окружены стенами. Вблизи каждой ограды находилось кладбище. Вода текла по акведукам из резервуаров. Бесплодные склоны холма были заселены не только для того, чтобы обезопасить население от вражеского нашествия и от паводков, но и для того, чтобы не занимать плодородные земли речных долин. Самая большая храмовая платформа (I тысячелетие до н. э.) лежит на северной стороне холма (рис. 28). Она окружена поставленными стоймя отесанными и покрытыми резьбой гранитными плитами (1,6 — 4,4 м высоты). Плиты перемежаются более мелкими кусками тесаного гранита. Рельефы плит — самые ранние примеры монументальной скульптуры в Центральных Андах. Воины на больших плитах как бы движутся с обеих сторон к широкой лестнице главного северного входа. На остальных плитах вырезаны головы поверженных врагов и цепочки позвонков. Прямоугольный в плане храм внутри ограды имел развитую симметричную планировку и был построен из конических адобов.

Более поздний храм Чавин де Уантара (IX—VI вв. до н. э.), расположенный в горах (3200 м над уровнем моря), имеет совершенно иной вид, чем храм Серро Сечина. Главный храм, так называемый Кастильо, представляет собой трехэтажное прямоугольное в основании здание (75 x 72 м), не имевшее ни одного проема, кроме входа, к которому вела каменная лестница. Невысокие (высота 1,8 м) и очень узкие (1 — 4,5 м) галереи и комнаты вентилировались специальными каналами. Этажи соединялись лестницами. Планировка похожа на лабиринт. Основание из циклопических блоков пронизано дренажными каналами. Стены расширяются к основанию. Здание облицовано резными каменными блоками.

Культура Мочика (VI—IV вв. до н. э.— XI в. н. э.) совпадает по времени с классическим периодом культуры майя. Она была связана с крупным государственным образованием, охватывающим территорию между реками Касма и Пакасмайо. Правящая верхушка организовала большие массы людей для строительства грандиозных ирригационных сооружений: резервуаров, каналов, акведуков, плотин. И в настоящее время в долине р. Чикама канал Кумбре используется на длине 113 км. Акведук Асконе севернее р. Чикама проложен на насыпи длиной 1400 м, в долине реки Непенья имеются остатки гигантской плотины.

Моче. Пирамида Солнца, около 100—900 гг. Современный вид
Моче. Пирамида Солнца, около 100—900 гг. План
29. Моче. Пирамида Солнца, около 100—900 гг. Современный вид, план
Группа домов периода Мочика (реконструкция), IV в. до н. э.
30. Группа домов периода Мочика (реконструкция), IV в. до н. э.
Уака Драгон. Декорация наружных стен, около 1100 г.
31. Уака Драгон. Декорация наружных стен, около 1100 г.

Сооружения Мочика возводились из кирпича-сырца. Так же как в Центральной Америке, возводились ступенчатые пирамиды (уаки), которые отличались тем, что кроме культового назначения (на вершине их сооружались святилища) у подножия пирамид находились захоронения знати (видимо, пережиток родовых кладбищ общины). Пирамиды обычно имели от 4 до 30 м высоты. Наибольшая из сохранившихся — пирамида Солнца (около 100—900 гг.) находится на берегу реки Моче. Речка размыла половину холма, являющегося осыпавшейся пирамидой, но и оставшаяся его часть свидетельствует о грандиозности сооружения. Пирамида имеет высоту 41 м и 136 x 228 м в основании. Стены группы зданий на ее вершине были покрыты фресками. Пирамида Е (рис. 29), состоящая из 7 уступов, была сдвинута к углу большой уступчатой (5 уступов) платформы С, благодаря чему с юга и запада перед пирамидой образовались обширные террасы. С севера на пирамиду вела широкая лестница А, перед которой находилась платформа В. К востоку, около 0,5 км от пирамиды Солнца, находилась пирамида Луны (оба названия — современные), являющаяся, по-видимому, дворцовой платформой.

Жилища знати периода Мочика реконструируются на основании найденных в погребениях керамических ваз. Дома располагались на холме, разбитом на террасы и окруженном толстой сырцовой стеной (рис. 30). У подножия холма селились рядовые земледельцы. Внутри стен внизу холма жили слуги, на вершине — богатые землевладельцы. Каждый дом имел род большого, открытого портика.

Возможно, строителям Мочика был известен и клинчатый свод. Покрытая таким сводом гробница обнаружена в долине Чикама. Однако правилом оставалось употребление ложного свода.

В период тиахуанакских завоеваний большие и укрепленные пирамиды, расположенные на холмах жилища, не строились. Вблизи дорог, к тому времени соединивших расположенные в речных долинах центры побережья, начинают сооружаться огромные прямоугольные, окруженные стенами из адобов комплексы, состоящие из симметрично расположенных комнат, коридоров и дворов, группирующихся около небольших платформ. Примером является Уака Драгон (около 1100 г.) в долине Трухильо, стены которой, заключающие регулярные ряды жилищ, измеряются 55 x 59 м. Наружная поверхность стен из отформованной и раскрашенной глины содержит повторяющиеся изображения животных (рис. 31). Платформа внутри комплекса имеет два яруса, украшенных отформованными фризами.

Чан-Чан, XIII—XV вв. 1 — план города
Чан-Чан, XIII—XV вв. 2 — декорация стен
Чан-Чан, XIII—XV вв. 3 — второй дворец
Чан-Чан, XIII—XV вв. 4 — первый дворец
Чан-Чан, XIII—XV вв. 5 — группа Уле
32. Чан-Чан, XIII—XV вв. 1 — план города; 2 — декорация стен; 3 — второй дворец; 4 — первый дворец; 5 — группа Уле

Столицей цивилизации Чиму, по территории примерно совпадающей с Мочика, был Чан-Чан. Развалины города занимают около 28 км2. Город имел гавань, состоящую из прямоугольных бассейнов, с внешней стороной, открытой к океану. Внутренние бассейны имели шлюзы. Город и окружающие его поля обильно орошались благодаря каналу длиной 115 км, соединявшему реки Моче и Чикаму. Все здания были построены из адобов. Чан-Чан был окружен стенами и состоял из 10—11 больших комплексов, видимо, служивших, так же как в Теночтитлане, для жилья знатным родам. Каждый комплекс, как правило, был прямоугольным в плане, и весь город был регулярно распланирован (рис. 32). Комплексы разделяли узкие переулки. Аэросъемки позволяют установить, что город состоит по крайней мере из трех наложенных одна на другую сетей прямоугольных комплексов, о существовании которых нельзя подозревать на месте. Новые комплексы сооружались поверх меньших по величине старых, перерезая их, не следуя им по расположению помещений и по протяжению. Наиболее обследованы так называемые первый и второй дворцы и группа Уле. Менее сохранившиеся дворцы были построены, вероятно, раньше группы Уле. Дворцы обведены двойным рядом сырцовых стен высотой 1,5—1,8 м, имеющих только один вход с севера — наиболее солнечной стороны. Стены не только изолировали проживающую в них группу людей, но и защищали жилища от господствующего юго-западного морского ветра. Строения внутри стен были регулярно распланированы. Большие и малые дворы с незамкнутыми углами окружали ряды однотипных, однорядных, ячеистообразных небольших помещений, освещавшихся дверными проемами. Планировка их близка к дворцам Центральной Америки. Преобладающая северная ориентация дворов была необходима из-за частых туманов. Кроме жилищ в ограждающих стенах находились резервуары, небольшие уаки и сады. Сады устраивались в выкопанных больших уступчатых ямах, являющихся как бы обратным изображением ступенчатой пирамиды. Растения таким образом защищались от ветра и были ближе к грунтовой воде. Кроме родовых уак, так же как в Теночтитлане, были храмовые центральные пирамиды. Аналогии в структурах жилья и храма не могут быть объяснены связями Центральной и Южной Америки. Близость объясняется сходством строительных материалов, климатических условий и подобием общественного устройства.

Если в первом и втором дворцах скопление регулярных построек случайно, то группа Уле обладает строгой симметрией и кажется зданием дворцового типа, выполненным по заранее намеченному плану в один строительный сезон. Этот наиболее зако гченный комплекс появился, вероятно, непосредственно перед разрушением города инкали. В комплекс включены 33 дома, состоящие из двух — пяти помещений. Дома стоят на низкой платформе вокруг большого, прямоугольного двора. Стены зданий Чан-Чана декорированы нишами, орнаментом из выступающих адобов и главным образом плоскими рельефами, вырезанными в сырой глине по шаблонам. Разнообразные сочетания резных узоров производят впечатление перуанской ткани, которое в древности было более сильным, так как орнамент был раскрашен. От декораций Уака Драгон их отличают более резкие очертания, закругленные углы отсутствуют.

Чан-Чан был сравнительно молодым городом, его возраст вряд ли превышает 300 лет. Утверждение основывается на том, что количество его пирамид (уак) сравнительно невелико и они небольшие. Другой, второстепенный город культуры Чиму — Пакатнаму имел шесть больших пирамид, из которых одна содержала ядро культуры Мочика, но зато всего один родовой комплекс.

Культура Лимы во многом повторяет сооружения Мочика. Для нее также характерно возведение пирамид из адобов, у подножия которых устраивались погребения.

Пачакамак, после 1000 г. Генеральный план центра города
33. Пачакамак, после 1000 г. Генеральный план центра города

Наиболее крупным городом культуры Лимы, существовавшим и во времена инков, был Пачакамак, город, в главном храме которого находилось божество — оракул. В настоящее время Пачакамак занесен песком. Инки не разрушили город, а возвели в нем два новых больших культовых сооружения: храм Солнца и монастырь дев Солнца. Все здания были построены из адобов, вылепленных руками или сделанных в формах, лишь цоколи — из камня. Храм Пачакамака (господина мира) находился на обращенном к морю краю города, в его южном углу (рис. 33). Храм — наиболее древняя часть города — одновременен культурам Мочика и Наска. И храмовый участок, и город были обнесены стенами. Храм представлял собой платформу из восьми ступеней (с северной стороны), имевших высоту около 1 м. Поверхность ступеней была покрыта слоем глины, сглажена и расписана мифологическими сюжетами. Росписи возобновлялись не менее 16 раз. На вершине платформы находились различные жилые и культовые постройки, сгруппированные вокруг двора. Среди них имелось темное святилище, в котором с трудом помещалось несколько человек. Здесь была деревянная культовая статуя — оракул, с которым общались только жрецы, входившие в святилище с дарами паломников. Перед статуей приносилась в жертву кровь людей и животных. Кладбище знати и жрецов располагалось у восточной стоооны платформы. С востока к храму примыкала широкая эспланада с колонными галереями, под навесами которых размещались купцы и паломники. На эспланаде находились также дома для их проживания. Колонные галереи представляют собой явление уникальное в архитектуре Южной Америки, и их появление, безусловно, вызвано особыми требованиями жизни Пачакамака. Сам город размером 6 x 3 км был разбит двумя, примерно следующими странам света, улицами. Его кварталы содержали похожие на дворцы сооружения и многочисленные группы примыкающих друг к другу помещений, доступных только сверху. Сочетание культового центра и жилых сооружений согласуется с типом города, представленным Чан-Чаном.

Культура Наска также характерна сооружением больших пирамид из адобов. Так в Кахуачи, на среднем течении реки Наска, возводились пирамидальные платформы до 20 м высоты, увенчанные группами прямоугольных помещений. Однако наиболее примечательной чертой архитектуры является сооружение огромных монументальных изображений. Они находятся на плоскогорье над реками Пальпа и Инженио. Изображения образованы сетью пешеходных, усыпанных светлым песком и гравием дорожек, по сторонам которых стоят каменные столбы. Территория, занятая ими, имеет около 100 км длины и несколько километров ширины. Дорожки не служили для сообщения между какими-либо определенными пунктами. Рисунки имеют вид прямых лент, спиралей, фигур рыб, насекомых, птиц, растений, выполненных в колоссальных размерах. По линиям рисунков, видимо, двигались ритуальные процессии. В какой-то мере изображения являлись астрономическими обозначениями, некоторые из рисунков связаны со звездами по ориентации и, возможно, изображают созвездия.

Сооружение фигур потребовало усилий многих поколений, сети рисунков накла-дываются друг на друга. Для сложных ри-сунков существовали какие-то вспомогательные построения типа фиксированных пропорций, о чем свидетельствуют следы добавочных прямых линий.

Культура Тиахуанаку первоначально занимала бассейн озера Титикака. Наиболее ранним поселением был город Пукара на севере озера (V в. до н. э.—V в. н. э.). Расцвет Пукара относится к I в. н. э. Незадолго до угасания города, около III в., на юге озера основывается Тиахуанаку (древнее Тайпикала), по имени которого называется вся культура. Расцвет города относится к VIII—XI вв. После V в. стиль Тиахуанаку распространяется в районах реки Монтаро и г. Куско. Дата падения города неизвестна, неясно почему он был оставлен. Можно установить только, что на побережье культура Тиахуанаку продолжалась до начала XIII в.

Центр Пукара представлял собой ради-ально расположенные по очертаниям С небольшие нерегулярные крытые соломой камеры из адобов. Каждая имела один-два алтаря. Камеры окружали углубленный квадратный двор. К настоящему времени сохранились только хорошо отесанные плиты фундамента из красного песчаника.

Тиахуанаку. Генеральный план центра города, около 500 г.; блоки из Пума-Пунку, до 1000 г.
34. Тиахуанаку. Генеральный план центра города, около 500 г.; блоки из Пума-Пунку, до 1000 г.

Тиахуанаку (3825 м над уровнем моря) в течение пяти веков разграблялся многочисленными кладоискателями, кроме того, после испанского завоевания его развалины служили каменоломней. Разрушения города таковы (от каменных зданий остались разбросанные отдельные куски, земляные платформы перекопаны), что лишь приблизительно по каменным фундаментам, местами разобранным, можно представить себе центр города. Его развалины занимают площадь, значительно меньшую, чем соответствующие ему ансамбли в Центральной Америке и на побережье Южной Америки (Моче). Центр города состоит из трех групп зданий, ориентированных на восток (рис. 34). Они состоят из земляных платформ, облицованных хорошо обработанным камнем. Два из них — Акапана и Каласасайя разделяются древней дорогой. Обе группы были окружены рвом 50 м ширины, поддерживающим постоянный уровень грунтовых вод. Ров по одному из притоков сообщался на севере с речкой Тиахуанаку. Третья группа — Пума-Пунку (ворота Пумы) отстояла на 1,5 км к юго-западу от первых двух и была связана с ними дорогами, пересекающимися под прямым углом. Центр города был в представлении индейцев центром мира, на что указывает его древнее название — Тайпикала — «камень в центре».

Земляная платформа Акапаны имеет размер 210 x 210 x 15 м. На основании текстов XVII в. ее пытаются реконструиро¬вать как пирамидальную платформу, увенчанную по западной стороне узким каменным зданием. Считается, что Акапана была цитаделью, окруженной стенами и имевшей вход с восточной стороны. В цитадели находился водяной резервуар, помещения для жилья, склады. Каласасайя представляется П-образной платформой 135 x 130 м. Здесь обнаружена ранняя кладка, родственная кладке ограждения в Серро Сечин. Призматические столбы из лавы стоят на неко¬тором расстоянии друг от друга, а промежутки между ними заполнены насухо небольшими кусками лавы. Камень тщательно обработан каменными же инструментами. Каласасайя, видимо, была сооружением, посвященным культу, связанному с астрономическими наблюдениями. На платформу ее ведет фланкированная двумя мощными столбами широкая лестница, проем входных ворот у ее вершины очень узок, он пропускает только одного человека. На территории Каласасайи находятся ворота Солнца, представляющие собой монолитное сооружение 3 x 4 м. Когда-то ворота были окружены статуями. Композиция ворот монументальна и предельно проста, над проемом (ширина 1,67 м) тянется широкий, покрытый плоским рельефом фриз высотой 0,9 м. Схематический, похожий на тканые изображения рисунок рельефа (существа с головами пумы и кондора) подчеркивает значение центрального изображения — приземистой фигуры бога.

Пума-Пунку — двойная пирамида. Здесь сохранились блоки — части одного или не-скольких зданий, разбросанных в таком беспорядке, что некоторые ученые считали Пума-Пунку внезапно оставленной камено- тесной мастерской. Самая большая деталь имеет размеры 3,64 x 3,30 x 0,5 м. Самый тяжелый блок весит около 200 т. Блоки с помощью бронзовых орудий отесаны с удивительной тщательностью и точностью. Их прочно скрепляли каменные шипы и бронзовые скобы (в каждом блоке оставалось Т-образное углубление). На блоках сделаны борозды для подъема и установки камней на место. Отверстия для деревянных штырей служили для прикрепления полос рельефов из золота.

Наиболее сохранившейся, впитавшей традиции предыдущих культур, является архитектура инков. В начале XV в. небольшое государство инков (образовалось в XII в.), сконцентрированное вокруг древнего поселения Куско, начинает захватнические войны. Успеху войн способствовали не только применение бронзового оружия, но и централизованная система управления государством. К исходу XV в. инки обладали огромной территорией от г. Кито до южного Чили. Государство инков было самым большим в Древней Америке. Оно было покрыто сетью мощеных дорог. Две параллельные прямые главные магистрали шли по горам и по побережью на протяжении 6000 км. Они соединялись поперечными дорогами. Возле дорог устраивались постоялые дворы. Через реки перебрасывались каменные и висячие мосты, в скалах вырубались лестницы. Была построена целая цепь крепостей, связанных огненной сигнализацией. Города отличались благоустройством: по улицам, в специально проложенных канавах текла питьевая вода.

Куско. Стены домов инков
Куско. Современный план города (показаны стены инков)
35. Куско. Стены домов инков. Современный план города (показаны стены инков)

В столице Куско могли жить только господа-инки или особо знатные подвластные им вожди. Первоначальный центр города составляла небольшая, расположенная на возвышенности площадь с храмом Солнца и дворцом инки рядом с ней. В XIV в. город расширяется (рис. 35). Каждый верховный инка уже не занимает родовой квартал предков, а строит собственный родовой комплекс. В середине XV в. на северо-западе города основывается крепость Саксахуаман. Тогда же к северу от возвышенности осушается болото и основывается новый общественный центр с новыми дворцовыми кварталами инков-правителей. Позади них располагается новый храм, Дом знания и склады. В настоящее время на месте этого центра находится кафедральная площадь и собор. К центральной площади сходятся четыре главные дороги, соединяющие столицу с провинциями. Здесь происходили народные празднества, на которые из храма Солнца на носилках приносили мумии инков-правителей и их жен. На площади перед храмом Солнца происходили только культовые церемонии. Город был разбит на кварталы — родовые комплексы инков. Каждый квартал был окружен высокой каменной стеной, имеющей только одни ворота. Внутри располагались покрытые соломой одноэтажные здания с дверями, обращенными во дворы. Разделяли кварталы узкие улицы. Главные улицы были достаточно широкими; так, в Кито главная улица имела ширину 15 м. Стены, выходящие на улицы, состояли из полигональных блоков или квадров черной лавы, уложенных насухо и снабженных для придания кладке сейсмостойкости шипами и гнездами. Проемы имели трапециевидную, сужающую каменную перемычку, форму. Единственным украшением здания были трапециевидные ниши.

Вблизи главной площади находился Дом знания — академия инков. Здесь юноши-инки обучались управлению государством, философии, ведению экономики всей огромной территории, чтобы стать высшими чиновниками. Профессии были наследственными, в частности архитектором мог стать только инка.

В середине XV в. был перестроен и храм Солнца. Храм имел 100 м длины и 80 ж ширины. Сохранились основания ограждающих стен, поражающих тщательностью и точностью кладки, особенно совершенной в апсидальном завершении храма, сохранившемся на высоту 6 м. Снаружи по верху стены тянулся фриз из кованых золотых пластин. Храм, как и жилые дома, был перекрыт соломой. Сдержанное наружное оформление храма не соответствовало роскоши интерьеров. В главном помещении первые лучи солнца через открытую дверь падали на огромный золотой диск, по сторонам стояли золотые и серебряные статуи божеств. Золотыми пластинками были покрыты стены и этого и других святилищ. В одном из них на золотых скамейках сидели мумии инков и их жен. Рядом с храмом находился Золотой сад, где все предметы (деревья, цветы и люди) были сделаны из серебра и золота.

Саксахуаман. Крепость, середина XV в. Фрагмент стены
Саксахуаман. Крепость, середина XV в. План
36. Саксахуаман. Крепость, середина XV в. Фрагмент стены и план

Крепость Саксахуаман (Соколиное гнездо) на северо-западе Куско была значительнейшей крепостью, цейхгаузом и сокровищницей инков (рис. 36). Крепость располагалась на крутой горе, ограниченной с двух сторон глубокими речными склонами, с третьей, северной, по доступной для прохода седловине, она была огорожена тремя, возвышающимися один над другим рядами зигзагообразных в плане стен. Каждая стена имела протяжение около 3 км и содержала около 40 выступов. Стены имеют около 3 м толщины и 6,5 — 3 м высоты. По преданию, крепость строили 20 тыс. рабов в течение 15 лет. До сих пор местные жители зовут ее «Усталый камень» или «Кровавый камень». Архитекторами были инки: Гуаллпа Римачи, Мариканчи, Акахуана и Калла Кунчуи. Стены крепости были сложены насухо из огромных полигональных блоков серого гранита, пригнанных настолько точно, что, по выражению одного исследователя, между ними нельзя было «просунуть волоса». Некоторые камни достигали 3 м в ширину и 6 м в высоту. Каждая стена имела закрытый поднимающейся каменной плитой тесный трапециевидный проход. Все три прохода были расположены не по одной оси. Внутри крепости находились три башни: одна круглая и две прямоугольные (уцелели фундаменты). В круглой башне жили знатные инки. Внутри ее стены были отделаны серебром и золотом и украшены изображениями животных и растений. В основании башня имела изобильный колодец, вода в который была подведена с очень большой глубины.

Круглые жилые помещения встречаются не только в Саксахуамане. В одном из горных поселений вблизи Куско в Рунту-Раккай имеется круглый дом, в котором заключен круглый двор 11 м в диаметре. Жилые помещения состоят из трех искривленных по дуге круга комнат, двери которых открываются во двор. Дом является вариантом жилого родового комплекса больших городов. Круглые сооружения появились в Южной Америке значительно раньше времени правления инков. Недавно в горах восточнее Трухильо в районе р. Мараньон был обнаружен город Великий Пахатен, завоеванный и разграбленный войсками инки Тупак Юпанки (1471—1493 гг.). В городе имеется круглое каменное, видимо, культовое сооружение диаметром 14 м. Его стены сохранились на высоту 5 м и были украшены рельефными изображениями кондоров. Здание перерезала лестница шириной 4 м. По сообщениям завоевателей, в городе было много круглых зданий и храмов, венчающих холмы.

В двух других башнях Саксахуамана размещался гарнизон, состоящий из инков. Саксахуаман был не только крепостью, но и местом культа (домом Солнца), кроме того, здесь хранилось военное снаряжение, дань с покоренных провинций и сокровища инков, спрятанные, по преданию, в лабиринтах подземелий под крепостью.

Инки не только использовали рельеф местности для своих сооружений. Часто сами скалы служили для возведения зданий. Так, с севера, перед крепостью Саксахуаман, из скалы был вырублен так называемый Трон инков, состоящий из ступеней, ведущих к помосту. Он находился на высоте 20 м, и с него прекрасно просматривалась парадная площадь перед крепостью. За троном находились вблизи пещер священные скалы с высеченными в них лестницами, нишами и желобами. Такие скалы были связаны с культом мертвых, по желобам внутрь пещер стекала жертвенная кровь. Возможно, что круглый выступ храма в Куско охватывал такую скалу.

Виракочапампа. Генеральный план города, около 1500 г.
37. Виракочапампа. Генеральный план города, около 1500 г.
Ольянтайтамбо, около 1500 г. Генеральный план и жилой блок
38. Ольянтайтамбо, около 1500 г. Генеральный план и жилой блок

Города, имевшие более короткий период строительства, чем Куско, и более ров¬ную поверхность, сооружались по регулярному плану (Пикиллакта и Виракочапампа, около 1500 г.; рис. 37). В центре города помещена прямоугольная площадь, вокруг которой располагаются родовые кварталы.

Регулярную планировку имели небольшие горные поселения, если они находились на ровной поверхности. Таким было поселение при крепости Ольянтайтамбо (конец XV в.), где долина реки Урубамбы значительно расширяется. Крепость располагалась выше поселения. Узкими улицами 2—3 м ширины оно было разделено на 18 кварталов, заключающих большую квадратную площадь (рис. 38). Квартал содержал два разделенных глухой стеной комплекса. Посередине каждого комплекса был большой двор, на который выходили двери четырех домов, имевших двускатные крыши, с каменными фронтонами. Дома были построены из необработанного камня на глиняном растворе. Внутри стены домов имели ниши. Горные склоны около поселения были разбиты земледельческими террасами.

Мачу-Пикчу, около XIII в. Общий вид поселения с полукруглым храмом на переднем плане
Мачу-Пикчу, около XIII в. План города
39. Мачу-Пикчу, около XIII в. Общий вид поселения с полукруглым храмом на переднем плане, план города

Поселением — крепостью, для которого нельзя было создать ровную площадку, является Мачу-Пикчу (рис. 39). Оно расположено на седловине (2520 м над уровнем моря) между двумя горами в излучине реки Урубамбы. С соседними крепостями крепость связывали дороги, проложенные в скалах. Почти отвесные скаты к реке были покрыты террасами, на которых располагались огороды. Выше, на менее крутой местности, находились жилые дома. Они или окружали небольшие дворы, к которым были обращены продольной стороной, содержащей двери, или были вытянуты цепочкой. Проемы имели трапециевидную форму. Кровля крепилась к фронтонам посредством особых каменных выступов, к которым привязывалась деревянная обрешетка. Дома сооружались или из бута на глине, или из хорошо отесанных камней, без раствора.

Крутой рельеф почти не давал возможности проложить улицы, строения соединяли более чем 100 лестниц, частично вырубленных в скалах. Среди селения находилась большая, протянувшаяся с севера на юг прямоугольная площадь. Жилые строения окружали ее с юга и запада, на востоке находились культовые сооружения. По-видимому, близким по типу к храму Солнца в Куско было здание к югу от площади, содержащее башнеобразный, открытый кверху выступ. Внутри его находилась священная скала, в глубоких нишах стен вокруг нее, по-видимому, содержались мумии. Сооружение было выстроено из прекрасно отесанных каменных блоков. Среди культовых зданий на восточной стороне площади, на самой высокой точке поселения располагалась инти-хуатана (солнечные оковы) — высокий конический камень на каменной же платформе. Подобные камни имелись и среди священных скал около Саксахуамана и в других крепостях инков. Ряд магических обрядов у этого камня должен был воспрепятствовать исчезновению солнца во время долгой зимы. Здания у подножия «солнечных оков» отличает особая тщательность кладки, большие размеры камней. Если каждое в отдельности здание Мачу-Пикчу не представляется выдающимся памятником архитектуры, то все вместе они оставляют глубокое впечатление.

Остров Титикака на озере Титикака. Дворец Пилько Кайма, конец XV в. Рисунок 1870 г., планы первого и второго этажей
40. Остров Титикака на озере Титикака. Дворец Пилько Кайма, конец XV в. Рисунок 1870 г., планы первого и второго этажей
Остров Коати на озере Титикака. Монастырь дев Солнца, конец XV в. Общий вид и план
41. Остров Коати на озере Титикака. Монастырь дев Солнца, конец XV в. Общий вид и план
Кача. Храм Виракочи, XV в. Общий вид
Кача. Храм Виракочи, XV в. План
42. Кача. Храм Виракочи, XV в. Общий вид и план

Несколько отличные по планировке здания дворцового и культового назначения находятся на островах озера Титикака и юго-западнее озера. На озере Титикака на острове того же названия в конце XV в. был сооружен двухэтажный каменный дворец Пилько Кайма (рис. 40). В первом этаже сравнительно небольшие, симметрично расположенные камеры разделены мощными стенами и связаны очень узкими коридорами. Ряд камер лишен естественного освещения. На втором этаже помещения значительно больше. Здесь находится терраса, открытая к озеру. Междуэтажное перекрытие состояло из плоских, хорошо пригнанных плит. Фасады имеют строго симметричное построение, для создания которого устраиваются ложные, глухие проемы.

Другим сооружением является монастырь дев Солнца на острове Коати, конец XV в. (рис. 41). Здание охватывает с трех сторон большой прямоугольный двор, фасады разбиты многочисленными нишами, дающими сложный узор светотени, напоминающий сложную геометрическую разбивку зданий Тиахуанаку.

В Каче сохранились развалины комплекса храма Виракочи, значительно отличающегося от храмов других городов (рис. 42). Храм имеет вид длинного четырехнефного здания, ориентированного с севера на юг. Оно состояло из трех ярусов, в верхнем помещалось святилище. По продольной оси храма часто расположены столбы 15-метровой высоты, имеющие сильно вытянутое прямоугольное поперечное сечение. Промежуток между столбами и наружными стенами делят круглые колонны. Все здание покрывала двускатная крыша. Основание его, имеющее 2 м высоты, построено из каменных плит, выше идет кладка из адобов. Под прямым углом коси храма расположено шесть прямоугольных дворов, образованных прямоугольными в плане с двускатным завершением зданиями, видимо, жилищами жрецов и паломников. Далее к югу, за стеной священного участка, размещается также регулярно распланированная группа из круглых жилищ, сложенных на глине из рваного камня.

По-видимому, круглые и прямоугольные жилища явились прообразом находящихся в районе озера Титикака круглых и реже прямоугольных в плане гробниц — чулльп. Чулльпа — высокая башня из точно пригнанных блоков камня, имела наверху погребальную камеру. Большинство исследователей датируют гробницы временем инков.

Для монументальной архитектуры наиболее развитых стран Древней Америки характерны тяжелые, подавляюще массивные сооружения со сравнительно мало развитыми интерьерами, что объясняется не только низким уровнем строительной техники. Едва выделившаяся из рода эксплуататорская верхушка нуждалась в выразительных, обладавших наибольшей наглядностью средствах подчинения рядового населения. Исполинские пирамиды, украшенные замысловатым декором, длинные, громоздящиеся на высоких платформах дворцы, стадионы с храмами составляли грандиозные ансамбли, окружающие жителя Центральной Америки. В Южной Америке на побережье сооружались величественные пирамиды из адобов. В горах — колоссальные, замкнутые стены дворцов и святилищ, украшенные золотыми пластинами, должны были свидетельствовать о величии и недоступности их властителей.

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)