Микены (М.Л. Бернгард, А. Дзевановский)

Глава «Микены» книги «Коринф и Арголида». Серия «Искусство и культура древнего мира». Текст: Мария Людвика Бернгард; перевод с польского: Ян Казем-Бек; фотограф: Анджей Дзевановский. Под редакцией Казимежа Михаловского. Издательство «Аркады», Варшава, 1986


На холме, отделенном от цепи гор ущельями, видны руины крепости. Ее одиночество среди этого сурового пейзажа создает впечатление мощи, которое усиливается при виде огромных плит крепостных стен. Это была резиденция могущественного вождя Ахейцев Агамемнона, которую Гомер в Илиаде назвал златообличными Микенами. Он стоял во главе греков под Троей.

Карта северо-восточной части Пелопоннеса
Карта северо-восточной части Пелопоннеса

По легенде Микены основал Персей, сын Зевса и Данаи. Он велел циклопам построить крепостную стену, отсюда и название такого типа стен — циклопические. Внук Персея Эвристей, владея Микенами, задавал Гераклу его трудные подвиги. После смерти этого царя в Микенах правил его родственник Атрей, которого погубила ненависть к собственному брату Тиесту. Этот последний, умирая, проклял род Атрея. Кровавые деяния Атреев послужили содержанием нескольких греческих трагедий. Патетические конфликты Агамемнона и его рода весьма гармонируют с величием этого грозного пейзажа. Мощные стены, местами сохранившиеся до высоты 8 м, были, видимо, еще более высокими. Построенные из больших плит различного размера, обработанных молотком и пилой, они накладывались одна на другую, а щели заделывались глиной, мелким камнем и землей. Ширина стен колебалась от 5 до 8 м. Они охватывали пространство около 30000 м2 и относились к последнему периоду строительства укреплений, т.е. ко времени около 1250 г. до н.э. Первые монументальные фортификации в Микенах были созданы в XIV в. до н.э. Они охватывали меньшее пространство, расположенное выше. Территория эта была, однако, заселена и прежде, и хотя не осталось следов от дворца XIV в. до н.э., поскольку они были уничтожены при более поздних перестройках, о правителях этого периода свидетельствуют в двух некрополях, в так называемых могильных кругах А и В, гробницы с сохранившимися скелетами.

К замку, охраняемому стенами примерно 1250 г. до н.э. ведут двое монументальных ворот и два прохода для вылазок. Наиболее интересны львиные ворота, открывающие главный вход на акрополь. К ним вел пандус, который шел до узкого дромоса, охранявшего бастион, чтобы никакая сколько-нибудь значительная группа врагов не могла добраться до ворот. Ворота были построены из четырех плит размером 3,10 (до 4,60) x 1,95 (до 2,40) x 0,50 (до 2,78) м. На дверной перемычке по правилам микенской архитектуры помещалась треугольная принимающая на себя нагрузку плита, украшенная рельефом. На ней изображены два геральдических льва на задних лапах, подпирающих передними лапами два сдвинутых вместе алтаря, являющихся основанием колонны, на которой покоилась балка потолка. Колонна символизирует дворец, а львы, повернувшие головы (не сохранившиеся, сделанные из другого камня) навстречу входящим, были свидетельством мощи, перед которой должен трепетать каждый вступивший в ворота. Подобную же конструкцию имели несколько меньшие северные ворота. К тому же времени, что и укрепления, относился дом ванакса — правителя. Главной частью этой постройки был мегарон с очагом и четырьмя колоннами. Вход в мегарон был из сеней, в которые попадали с большого четырехугольного двора. Доступ к дворцовому ансамблю, в состав которого входил еще тронный зал и хозяйственные помещения, охранял пропилон с двумя просветами. Пол мегарона был из каменных плит, привозимых с Крита, а стены покрывала роспись. Характерной чертой микенской живописи были необыкновенно яркие краски. Роспись покрывала не только поверхность стен, но захватывала и потолок, и колонны, и украшала не только дворец, но и просто жилые дома. Тематикой росписи была жизнь правящих кругов были представлены торжественные процессии, придворные и религиозные, сцены охоты или мужчины с конями. Наряду с росписью большую роль играла скульптура, хотя она и была небольших размеров; рельеф львиных ворот представляет собой исключение.

Микены, план крепости
Микены, план крепости: А — львиные ворота; Б — амбар; В — стена, поддерживающая террасу; Г — площадка, ведущая к дворцу; Д — круг захоронений, найденных Шлиманом; Е — дворец: 1 — вход; 2 — помещение для стражи; 3 — вход в пропилеи; 4 — западный портал; 5 — северный коридор; 6 — южный коридор; 7 — западный проход; 8 — большой двор; 9 — лестничная клетка; 10 — тронный зал; 11 — сени; 12 — 14 — портик, большие сени, мегарон; Ж — фундамент греческого святилища; З — черный вход
Микены, косоугольная проекция дворца
Микены, косоугольная проекция дворца: 1 — тронный зал; 2 — большой двор; 3 — мегарон; 4 — лестничная клетка 
Ваза с воинами, Микены, XIV-XIII вв. до н. э.
Ваза с воинами, Микены, XIV-XIII вв. до н. э.

О жизни прежних обитателей микенского замка лучше всего свидетельствуют погребения. Сохранились три важных комплекса захоронений. Самый старый и позже всех открытый (1952—1955 гг.), так называемый участок гробниц В, состоит из гробниц XVII—XVI в. до н.э. Всех гробниц 24, из них 14 — шахтовые, царские, остальные — ящичные, с захоронением в гробах. Подобную картину представлял собой участок гробниц В, раскопанный Г. Шлиманом в 1878 году. В трех шахтовых гробницах было обнаружено по одному скелету, в других — от двух до четырех скелетов. Около тел были разложены нарядные одежды, украшения, вазы, лежали остатки деревянных саркофагов. Эти предметы свидетельствуют о высоком уровне ремесла. Поражает большое количество золотых предметов — золотые маски на лицах мужчин, захороненных на участке гробниц А. Масок всего найдено девять, одну сочли сделанной с лица Агамемнона, хотя потом и оказалось, что она относится ко много более ранней эпохе, чем та, в которую жил знаменитый вождь Ахейцев и владыка Микен (XI в. до н.э.). Прекрасные, выкованные из золота диадемы дополняли богатые убранства из ткани с нашитыми золотыми бляшками. Изделия из слоновой кости являются доказательством не только роста благосостояния микенцев, но также и их связи с Востоком, откуда приходили образцы для местных изделий, изготовлявшихся в подражание Востоку. На многих керамических и на других микенских художественных изделиях лежит печать влияния искусства Крита. Заимствована в основном исполнительская техника, узоры же творчески переработаны по принципам, которые потом легли в основу искусства эллинов. Основной тенденцией в украшении стал ритм и чувство симметрии: так, мотивы разных морских живых существ, например, каракатиц, в сущности мягко и свободно располагающих свое тело, в микенском искусстве были подчинены оси симметрии, по отношению к которой размещались разветвления, заполняя поле декорации. Ритму подчинялись живописные композиции, изображающие торжественные походы; эта тема была перенесена на вазу, на которой были изображены важно шагающие воины, в интерпретации художника имеющие почти гротесковые лица с огромными носами. Ваза воинов была создана в тот период, когда правителей хоронили в купольных гробницах (XIII в. до н.э.), представляющих собой третий из сохранившихся комплексов гробниц. Открыто несколько купольных гробниц, к сожалению, все были ограблены до того, как археологи занялись их систематическим исследованием. Лучше других сохранилась так наз. гробница Агамемнона, называемая иначе сокровищницей Атрея.

К купольным гробницам, построенным на плане круга, ведут длинные коридоры без перекрытия - дромосы. Иногда внутри гробницы имеется небольшое боковое помещение, в которое и клали тело. Все вместе было перекрыто так называемым псевдокуполом, состоявшим из ряда все уменьшающихся кверху окружностей, сложенных из каменных плит. В Греции эти гробницы исчезли вместе с упадком эллинской культуры, в то время как на периферии греческой цивилизации они сохранились гораздо дольше. Так, например, на территории Болгарии знаменитая гробница в Казанлыке, относящаяся к III в. до н.э., построена по тому же принципу. Так же были построены курганы Македонии, в том числе и обнаруженная два года тому назад большая могила, предположительно Филиппа II, относящаяся к концу IV в. до н.э. Подобную конструкцию имеют скифские могилы в Крыму. В так называемом царском кургане на Керченском полуострове и в целом ряде других гробниц эгейские традиции повторялись в течение многих веков. В гробнице Агамемнона ярче, чем в других, обнаруживаются все принципы строительства. Гробница углубляется наполовину в склон холма, боковые стены дромоса укреплены красивой стеной из правильных плит, из которых построен также фасад гробницы. Внутрь гробницы вели узкие двери, по бокам которых стояли полуколонны, очень красиво, разноцветно украшенные. Над входом, как и на львиных воротах, находилась треугольная снимающая нагрузку плита. В настоящее время место это пустует.

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)